Лекция 28. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

До недавнего времени в нашей стране было принято говорить об однородности общества, о единстве интересов всех граждан, об отсутствии между ними противоречий. Утверждение приоритета общегосударственных интересов не позволяло видеть всю сложность общественной системы, в которой тесно переплетаются общегосударственные, производственные, ведомственные, социально-групповые, личные и другие интересы. Нс секрет, что в повседневной жизни эти интересы нередко противоречат друг другу.

Принятием федеральных нормативных актов устранить противоречие интересов не удается. Если в организации механизм принятия решения о заключении государственных контрактов не разработан и не урегулирован корпоративным актом, то не исключено, что решение будет приниматься в определенной мере на интуитивной, эмоциональной основе без достаточной информации и, возможно, не всегда в интересах коллектива.

Командный стиль руководства, которое исходит из того, что раз циркуляр принят, то он должен действовать, приводит к большим издержкам: не учитываются местные особенности, имеющиеся резервы, интересы организаций. Государство может определить цель, указать возможные направления деятельности, а конкретные пути, средства и методы их достижения пусть выбирают сами организации в соответствии со своими интересами, волей коллективов, правовой формой которой являются корпоративные акты. Такой подход будет способствовать гармонизации интересов общества и коллектива организации и закреплению на практике этой социальной функции корпоративного регулирования.

Другой важной функцией такого регулирования видится гармонизация интересов коллектива и отдельных его членов. Они также не всегда совпадают и примеров тому достаточно. Обратимся к "Правилам внутреннего трудового распорядка". Этот нормативный акт, издаваемый в организации, например, устанавливает время начала и окончания рабочего дня. Однако оно не всегда устраивает всех работников, так как люди разнятся но типу нервной системы, своим привычкам, семейному положению и т.п.

Аргументы, выдвинутые в обоснование того или иного решения, позволяют либо убедить противников, либо принять компромиссное решение. Но если этого сделать не удается, то с помощью диалога между сторонами можно обосновать целесообразность принятия того или иного решения. Убежденность работников в целесообразности решения – хорошая основа для его исполнения. Создание корпоративных норм чаще зиждется на суммировании интересов всех членов коллектива и позволяет в значительной мере снять противоречия между ними.

Сегодня взаимоотношения собственника и администрации, представляющей его интересы, с одной стороны, и трудового коллектива, с другой стороны, должны строиться на принципе сотрудничества, учета взаимных интересов, на основе взаимных уступок и компромиссов. Словом, они должны быть партнерскими.

Это объясняется тем, что средства производства, какими бы современными и дорогостоящими они ни были, без приложения человеческого труда сами в движение не придут и прибыли не принесут. Более того, чем выше технологический уровень средств производства, тем более квалифицированной рабочей силы они требуют. Это означает, что персонал в своей основе должен обладать более высоким уровнем интеллекта, иметь необходимые специальные знания, широкий кругозор.

Особенность нашей жизни и окружающего нас мира сегодня состоит в переменах, которые произошли и происходят. Товары разрабатываются там, где сосредоточен интеллект, производятся там, где более доступны и дешевы средства производства, а реализуются там, где есть покупательная способность. Страна или регион постепенно занимает свою ячейку в новом международном разделении труда. Соответственно, в странах постоянно идет поиск новых форм привлечения общественности для квалифицированного обсуждения общественно значимых проблем.

В России проблема создания и функционирования общественных институтов обострилась и стала чрезвычайно актуальной на стыке первого и второго десятилетий текущего столетия. Дело в том, что идея рассматривать государство как форму самоуправления нации (от чего любое из существующих государств пока что далеко) априори предполагает необходимость привлечения к его деятельности широкого спектра профессиональных общественных институтов, без участия которых нс может быть сформирована, например, сильная стратегия национального развития.

К такому пониманию государства приближает нас концепция "Большого правительства". Ясно, что в этом институте будут участвовать граждане и общественные организации, что рекомендации и тех, и других будут использоваться при выработке решений, касающихся развития экономики и социальной сферы общества. Очевидно, что этот шаг направлен, с одной стороны, на расширение круга идей, а с другой – на увеличение прозрачности действий государственного аппарата.

Однако здесь есть и проблема. Для эффективной работы институтов все стороны, вовлеченные в решение задачи, должны брать ответственность за свою часть работы. Если, например, ассоциация врачей, требуя учета их мнения в разработке программы развития системы здравоохранения, может со своей стороны предложить участие в лицензировании деятельности медиков, то что может предложить отдельный гражданин, кроме идей?

В этом смысле представляется целесообразным опираться на известную формулу демократии Чарльза Тили, определяющую демократию как "широкие, равные, защищенные, взаимообязывающие консультации". "Взаимообязывающие" здесь ключевое слово: не только власть берет на себя ответственность перед обществом, но и общество несет свою долю ответственности за выполнение достигнутых в ходе этих консультаций договоренностей. Иначе трудно достичь управляемости.

В развитых странах Запада кризис 2008 г. высветил потребность в большей непосредственной управляемости, что проявилось, в частности, в мерах воздействия на банковско-финансовый сектор, которые принимаются в координации с представляющими его отраслевыми организациями.

В России также есть примеры демонстрации властями новых возможностей в непосредственном управлении экономическими процессами. Это касается развития сельского хозяйства, поддержки автомобильной промышленности, валютного и денежного рынков.

Укрепляется авторитет саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, которым уже переданы многие государственные функции. В настоящее время напрашивается создание отраслевых союзов подобно Зерновому союзу, Мясному союзу, Союзу машиностроителей. Интегрирующую роль представительства могли бы взять на себя уже существующие предпринимательские союзы, такие как РСПП, "Деловая Россия", "Опора России".

В мировой практике есть опыт научно обоснованного формирования общественных жюри для обсуждения крупных экономических и социально значимых проблем. Технология их создания напоминает процесс формирования фокус-групп – репрезентативно, чтобы представлять различные слои общества. В последние годы в Европе появились близкие по содержанию технологии "гражданских конференций" и "конференций по достижению консенсуса". Можно было бы государственно-частное партнерство подкрепить контрактом жизненного цикла – системой долгосрочных договорных отношений между государственным и частным партнерами с привлечением заемного финансирования, появившейся в Великобритании в 1992 г.

Эта форма подразумевает под собой контракт на проектирование, строительство, финансирование и техническое обслуживание объекта инфраструктуры в течение всего срока контракта. В настоящее время такие контракты широко применяются во многих странах мира. Лидерами по применению контрактов жизненного цикла являются страны Евросоюза, США, Канада, Австралия.

За 20 лет в Европе было заключено более 1400 контрактов жизненного цикла (LCC) на общую сумму более 260 млрд евро. В странах Западной Европы контракт жизненного цикла является ведущей формой государственно-частного партнерства, которая применяется для реализации крупных инфраструктурных проектов.

Анализ практики этой формы государственно-частного партнерства выявил следующие ее преимущества:

• преодоление "разрыва ответственности": частный сектор берет на себя полный "пакет" (DBFM);

• экономия бюджетных средств и перенос их на другие общественные нужды;

• заинтересованность частного партнера в максимально эффективной эксплуатации;

• применение инноваций;

• распределение рисков между государственным и частным сектором;

• привлечение частного капитала к финансированию общественно-важных объектов инфраструктуры;

• уменьшение сроков строительства;

• повышение качества оказываемых услуг;

• повышение безопасности инфраструктуры;

• снижение издержек на строительство и эксплуатацию на 20-40%;

• повышение качества предоставляемых услуг;

• продление срока службы инфраструктуры за счет повышения качества.

В России ОАО "Российские железные дороги" может стать одним из пионеров внедрения контракта жизненного цикла. Проект строительства ВСМ "Москва – Санкт-Петербург" основан и предполагает свою реализацию на принципах контракта жизненного цикла.

Сочетание представительства формализованных общественных институтов и неформального интернет-сообщества может стать постоянным интерфейсом между государственными органами и общественностью, надежным инструментом укрепления социальной ответственности в стране.