Эволюционные модели развития культуры. Теория единой мировой культуры К. Ясперса

Эволюция культуры понимается как процесс развития человеческого рода внебиологическими средствами (развитие технологий совместного существования и взаимодействия со средой, способов социализации, знаковых систем и т.д.). Различия жизненных условий обусловливают специфику этих средств и самих культур. Процесс адаптации к конкретным условиям существования, т.е. развитие отдельных культур, называется специфичной культурной эволюцией. А универсальный процесс последовательной смены стадий перехода от простого к сложному - общей эволюцией.

Эволюционизм опирается на концепцию развития, разработанную английским социологом Г. Спенсером, который видел во всех происходящих явлениях часть общего необратимого процесса эволюции, включающего интеграцию и дифференциацию.

Существует две основных эволюционных модели: однолинейная и многолинейная.

Согласно однолинейной концепции Э. Тайлора, Л. Моргана, Дж. Фрэзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры выделяется три универсальных последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизация. Развитие идет по пути усовершенствования организации общества и человека. Эволюция культуры выражается в наслоении одного элемента культуры на другой и оттеснении старого новым.

В эту же концепцию входит диалектико-материалистическое понимание истории, предложенное К. Марксом и Ф. Энгельсом. Суть его заключается в следующем. В основе прогрессивного развития человечества лежит развитие производительных сил и производственных отношений. Научно-технический прогресс приводит к изменению образа жизни людей, их культуры и быта. В своем поступательном развитии человечество проходит через этапы первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической общественно-экономических формаций, стремясь к воплощению идеалов коммунизма. Прогресс рассматривается как зигзагообразное, неравномерное, антагонистическое развитие.

В концепциях Вольтера, Ш. Монтескье, И. Канта, И. Г. Гердера, К. Ясперса доказывается идея универсальности и всемирности истории. В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры.

Карл Ясперс (1883-1969) разработал теорию, предполагающую единое происхождение человечества и единую историю культуры. В схеме мировой истории он выделяет четыре периода: прометеевская эпоха, эпоха великих локальных культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) и эпоха развития техники.

Прометеевская эпоха составляет, согласно К. Ясперсу, доисторию человечества, собственно история началась лишь около 5000 г. до н.э. В доисторическую эпоху происходило "становление основных свойств человеческого бытия", формирование человека как вида - это первое становление человека. Отвечая на вопрос, что явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, К. Ясперс называет использование огня и орудий, появление речи, табу, образование группы и сообществ, мифа. Начало истории, т.е. культурного развития, он относит к тому времени, когда зарождается передача опыта.

Великие исторические культуры древности возникли независимо в трех областях земного шара. К ним относятся:

o шумеро-вавилонская и египетская культура, эгейский мир (4000 до н.э.);

o культура древней Индии (3000 до н.э.);

o культура древнего Китая (2000 до н.э.).

Третий период - осевое время. По мнению К. Ясперса, в истории человечества была эпоха духовного основоположения всех культур. Эту ось времени следует отнести ко времени около 500 г. до н.э., к тому духовному процессу, который происходил в 800-200 гг. до н.э. В этот период случился самый резкий поворот в истории: духовное движение происходило одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Тогда жили Конфуций и Лао-Цзы, проповедовали Будда и Заратустра, это время философов Платона, Аристотеля, Гераклита. Согласно К. Ясперсу, в эту эпоху происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до "осевого времени" имели место лишь истории локальных культур. В этот период были разработаны основные понятия, которыми мы пользуемся до сих пор, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в XX в. На грани гибели, мы должны, по мнению К. Ясперса, обновить свою связь с осевым временем.

Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской. Если в доисторическое время прометеевская эпоха характеризовалась возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем, то современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, только на более высоком уровне: создание принципиально новых информационных технологий, открытие новых источников энергии и т.п.

Техническая эпоха как Новая прометеевская эпоха подготавливает возникновение в будущем новых великих культур, которые заложат основы для второго "осевого времени", что приведет к подлинному становлению человека, преодолевшему свою ограниченность, в том числе во времени и пространстве.

Многолинейная эволюционная модель отказывается от всеобщих законов эволюции и признает множественность путей социокультурного развития. Происходит культурная адаптация - процесс приспособления к среде, в ходе которого происходит усложнение культуры, дифференциация, возникновение новых культурных феноменов.

Выдающийся французский биолог, философ Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955) понимал человека как природное существо, обладающее духовной жизнью. Именно этот внутренний мир человека и порождает особое видение окружающего. Ученый утверждает, что внутренний мир человека, рефлексию (сосредоточение человека на самом себе, самоанализ) можно считать импульсом возникновения и развития культуры.

Поскольку мир находится в постоянном движении, усложнении, дифференциации, и разум человека играет все большую роль и в индивидуальной жизни, и в социальной, и в жизни самой природы, то, приходит к выводу П. Тейяр де Шарден, начиная с некоторого момента, роль разума оказывается определяющей как в судьбах человека, так и природы: происходит постепенный переход биосферы в "ноосферу", т.е. в сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека. Эволюционный процесс идет по пути сглаживания противоречий между человеком и природой, и в этом смысл перехода биосферы в ноосферу.