Введение

Религия занимает важное место в жизни каждого. В сфере интересов верующего человека она оказывается уже в силу наличия у него веры в Бога (или богов), а неверующий человек, сталкиваясь с проявлением религиозности, должен уметь объяснить самому себе, почему его не удовлетворяет религиозная вера в качестве основной доминанты духовного существования. Религия сопровождает нас на протяжении всей жизни, ведь мерные представления о существовании сверхъестественного мы получаем от родителей, бабушек и дедушек в том возрасте, когда полученные сведения усваиваются без особых усилий, накладываясь на незамутненное детское сознание и формируя то исходное представлении о религии, которое может оставаться неизменным на протяжении всей жизни, а может видоизменяться в соответствии с изменением внешних обстоятельств или душевных качеств самого человека. В конце концов, история знает много случаев разочарования верующего человека в своих убеждениях, но и не меньше случаев обратной трансформации, когда убежденный атеист становился искренне верующим человеком. И речь идет не об отказе от своих воззрений под воздействием изменившейся социально-политической обстановки (ярким примером чему стала Россия 1990-х гг.), а о радикальной переориентации сознания в результате столкновения с каким-либо явлением, не вписывающимся в односторонне рациональную картину мира. Не удивителен ли тот факт, что многие ученые, прославившие свои имена фундаментальными открытиями в области ядерной физики или нейрохирургии, были верующими людьми, сумевшими рационально оправдать для самих себя необходимость существования веры?

Предмет "Религоведение" сегодня преподается как в высших учебных заведениях, так и в обычных школах. При этом важно понимать, что свобода вероисповедания закреплена в Конституции России, поэтому задача данного предмета заключается не в увеличении числа верующих, а в передаче ученикам средней школы и студентам начального объема знании, касающихся специфики религии, теорий ее происхождения и развития, места религии в современном мире. Нельзя забывать и о том, что религия представляет собой один из важнейших пластов культуры, без знания которого невозможно претендовать на звание культурного и образованного человека.

Лекция 1. Понятие религии и ее основные компоненты

Религиоведение как научная дисциплина

Религиоведение как отдельная научная дисциплина складывается в результате секуляризации и становления философских взглядов, рассматривающих религию как специфический аспект человеческой духовной деятельности, часть культуры. Эпоха Просвещения (XVIII в.) сделала возможным исследование религиозной деятельности не с позиций теологии, а с точки зрения специфики ее происхождения, форм проявления и роли в общественной жизни. Неотъемлемым свойством религиоведения является его философский характер, поскольку осмыслению подвергается основной набор понятий, характеризующих свойства религии, выявляются фундаментальные черты и характеристики ее функционирования. Кроме того, нельзя отождествлять религиоведение и богословие (теологию), поскольку любой богословский труд исходит из безусловного приоритета определенного религиозного направления, в то время как религиоведение представляет собой светскую дисциплину, ориентированную на объективный характер исследования всех проявлений религиозной активности в мире.

Предметом изучения религиоведения выступает религия, что требует четкого понимания его отличий от таких схожих явлений духовной жизни, как мистика и эзотерика. И в мистике и в религии большое значение имеет понятие опыта, но вот его трактовки кардинально отличаются. Под мистическим опытом понимается опыт непосредственного общения с богом и комплекс средств, позволяющий достигнуть экстатического ощущения единства с ним. Мистический опыт уникален и зачастую неповторим для каждого человека. В отличие от него, религиозный опыт представляет собой обусловленное определенной религиозной традицией ощущение присутствия божественной силы или невидимого порядка вещей. Религиозный опыт интерсубъективен и структурирован существующими религиозными представлениями, поэтому получающий его заранее нацелен на определенные представления и ощущения, что позволяет ему оставаться в русле традиции, не впадая в ереси или ошибочные наваждения.

Эзотерика является существенным элементом практически каждого религиозного течения и содержит много общего с религией, в частности, общую цель — осознанное изменение личности. Но в отличие от религии, которая ориентирована на достаточно широкий круг людей, способных к восприятию священной истины (в мировых религиях — потенциально бесконечный), в эзотерике делается сознательный акцент на немногочисленности избранных, которые окажутся способными постичь эту истину.

На протяжении XIX в. не только появились новые подходы к религиоведению, но и происходило становление основных его разделов, занимающихся исследованием отдельных аспектов религии. В настоящее время существуют следующие разделы религиоведения.

1. Философия религии (Д. Юм, Г. Гегель, В. С. Соловьев, С. Кьеркегор), появившаяся раньше других разделов религиоведения, сосредоточивается на решении проблем философского осмысления сущности религии, ее онтологических и гносеологических оснований, а также теоретическом исследовании специфики религиозного сознания и религиозной деятельности. От философии религии необходимо отличать религиозную философию, которая выявляет целостную структуру мироздания, место человека и природы в ней, исходя из принципов религиозного мышления.

2. Психология религии (У. Джеймс, Л. Леви-Брюль, В. Дильтей) сосредоточивается на изучении психологической основы возникновения религиозной веры, а также особенностей религиозного поведения и религиозного опыта. Внутренние состояния индивида исследуются психологией религии с точки зрения выявления определенных закономерностей соотношения представлений и поведения.

3. Социология религии (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель) исследует место религии в структуре общественной жизни, выявляет социологические закономерности возникновения форм религиозного поведения и их распределение в зависимости от конкретных социальных параметров. Особый упор в социологии религии делается на изучении религиозных групп и сообществ, их внутренней структуры и места в общественной жизни.

4. Феноменология религии (Р. Отто, М. Шелер, М. Элиаде) акцентирует свое внимание на соотношении поведения находящихся в религиозном пространстве индивидов с совокупностью смыслов и ценностей, разрабатываемых конкретными конфессиями. В этом отношении большое значение приобретает противопоставление сакрального (священного) и мирского (повседневного) как двух различных модусов человеческого существования.

5. История религии (И. Бахофен, Д. Фрэзер, В. Шмидт) стремится обрисовать мир религии во всем многообразии его исторических проявлений, она нацелена на выявление механизмов развития религиозных представлений, изучение ранних форм религии и их последующей эволюции.

В России религиоведение как отдельная научная дисциплина формируется только в начале 90-х гг. XX в., когда происходит отказ от диалектического материализма в качестве единственно возможной методологии исследования, а следовательно, религии начинает уделяться значительно больше внимания, чем в узких рамках марксистского учения. При этом если в странах Западной Европы религиоведение на протяжении уже ста с лишним лет выступает в качестве самостоятельной дисциплины, в России оно рассматривается вкупе с философией религии и причисляется к числу философских наук.