Этнотрансформационные процессы

Они могут происходить двумя путями – объединения и разъединения этносов.

В процессах объединения (интеграции) можно выделить этническую консолидацию и этническую ассимиляцию. Этническая консолидация – объединение группы этносов в новое этническое образование. В качестве примера можно привести формирование древнерусской народности в процессе слияния восточнославянских племен – полян, радимичей, северян, дреговичей и т.д., в народность с названием "русь", формирование испанского этноса из кастильцев, арагонцев, андалузцев и др.

Иногда новый этнос образуется из частей других этносов. Яркий пример такого варианта этнической интеграции демонстрирует история Америки. Здесь все этносы, образовавшиеся после открытия ее Колумбом: американцы США, кубинцы и пуэрториканцы, аргентинцы и бразильцы и т.д., появились (при участии аборигенного населения) на основе смешения прибывших сюда представителей этносов Старого Света (англичан, испанцев, французов и ряда народов Африки), большая часть которых, однако, осталась на территории метрополии.

Процессу этнической консолидации способствует близость участвующих в ней этнических образований – языковая, культурная, антропологическая и др. Однако это условие не является обязательным, как показывает та же этническая история американского континента, современные этносы которой зачастую смешаны в антропологическом отношении даже на расовом уровне, в культуре которых представлены в той или иной степени элементы, характерные для консолидировавшихся этносов, а "победивший" язык впитал некоторые особенности других языков.

Другой путь этнического объединения – этническая ассимиляция. Под ней принято понимать процесс полного растворения одной этнической общности в составе другой. Так были ассимилированы русским этносом в процессе его расселения такие народы Восточной Европы как чудь, меря, мурома, мещера, хакасским поглощена этническая общность под названием моторы и т.п. Ряд факторов является обязательным или облегчает процесс ассимиляции: соседнее, а в большей степени чересполосное проживание ассимилируемого и ассимилирующего этносов, частота браков между их представителями, численное, социально-экономическое и политическое доминирование ассимилирующего этноса. Большую роль в этом процессе играет аккультурация – процесс восприятия ассимилируемым этносом культуры ассимилирующего с утратой в значительной степени собственных форм культуры. Ассимиляция происходит быстрее и легче при культурном сходстве обоих этносов, особенно в таких сферах как язык и религия. В первую очередь важна смена языка, именно она главным образом влияет на смену этнической самоидентичности представителей ассимилируемого этноса.

Процесс ассимиляции часто имеет естественный характер. Но нередки случаи, когда он "подталкивается" ассимилирующим этносом, а в ряде случаев его верхушкой проводится политика целенаправленных с использованием насильственных средств действий по ускорению этого процесса. Такая политика проводилась маньчжурами после захвата ими в середине XVII в. Китая, когда усиленно вводились маньчжурские формы культуры. Для советской этнографии было характерно утверждение о "прогрессивном" характере естественной ассимиляции, что, впрочем, вряд ли разделялось, и будет разделяться любым индивидом применительно к "своему" этносу.

Процессы этнического разделения (дивергенции, дифференциации), как и объединения, тоже могут быть двух видов. В одном случае от этноса (этносов) отделяется какая-то его часть, которая становится самостоятельной этнической единицей, при сохранении "родительского" этноса. Так, часть голландцев, переселившихся в Южную Африку в XVII в., образовала там бурский (африканерский) этнос. В другом случае этнос полностью разделяется на ряд новых этнических образований, и, таким образом, его существование прекращается. Например, в XIV–XV вв. после нашествия монголо-татар древнерусская народность разделилась на русских (великороссов), украинцев и белорусов. В Южной Азии сейчас происходит процесс разделения бенгальского этноса на западнобенгальский – из индусов Республики Индии и восточнобенгальский – из мусульман Народной Республики Бангладеш.

Причины процессов разделения могут быть разными. Нередко это переселение части этноса на новое место. Так из монгольских племен, что в XVII в. пришли из Центральной Азии на Нижнюю Волгу, образовался калмыцкий этнос, а из британских переселенцев (в большей части) в Новый Свет – американцы США. Такой причиной могут стать конфессиональные различия (боснийцы как сербы-мусульмане) или политические границы. Например, границы, отделившие австрийский этнос от остального германоязычного населения (прусаков, саксонцев, баварцев и т.д.), сформировавшего в рамках объединенного германского государства немецкий народ. На практике нередко действует одновременно несколько причин. Так, с одной стороны, русский (великорусский), а с другой – украинский и белорусский этносы, разделили политические границы (принадлежность к Литовско-Польской и Московской/Русской государственности). Украинцев и белорусов разделили как политические границы (Литва в рамках Речи Посполитой сохраняла автономию), так и географические – широкая заболоченная полоса Припятской низменности затрудняла контакты населения, проживавшего к северу и к югу от нее.

Этноэволюционные процессы

Как уже отмечалось, этноэволюционные процессы представляют собой изменение характеристик этноса – расселения, языка, антропологического типа, особенностей традиционной культуры, но при сохранении самосознания ее представителей. Этнос в этом отношении метафорически можно уподобить человеку, внешний облик которого постоянно изменяется, но, как индвид, он остается сам собой. Так, русский язык XVI в. сейчас малопонимаем, этническая территория русских увеличилась в десятки раз, кардинально изменилась специфика хозяйственной деятельности, ушли в прошлое многие особенности материальной культуры, социальные институты, нормы поведения и пр., но русский этнос, как таковой, сохраняется.

Этноэволюционные процессы, также как и этнотрансформационные, могут иметь объединительный и разъединительный характер. В качестве примера можно указать на характер этнокультурных различий внутри этноса – между его отдельными группами. После сложения этноса из различных этнических единиц некоторое время сохраняются культурные различия между отдельными территориями, на которых эти группы жили. Через некоторое время в результате усиления контактов они стираются, как это произошло с различными племенными культурами при образовании древнерусской народности – они растворились в рамках единой древнерусской культуры.

Однако в некоторых случаях группы такого рода формируются уже в составе этноса и в дальнейшем либо отличия их от остальной части этноса становятся все более отчетливыми, что может привести к превращению их в новое этническое образование, либо эти различия сглаживаются, что, в конечном счете, приводит к исчезновению этих групп. Именно так протекает сейчас процесс образования западно- и восточнобенгальского этносов.

В свое время Ю. В. Бромлеем было выделено два типа групп в составе этноса: этнографические группы – имеющие специфику (в языке, внешнем облике, особенностях традиционной культуры), но не имеющие особого, отличного от остальной части этноса самосознания и, в силу этого, не имеющие особого названия, и субэтносы – при наличии такого рода специфики, имеющие самосознание и название. Это разграничение производилось Ю. В. Бромлеем в рамках определения им понятий "этнографический" и "этнический": первое применяется к общностям, не имеющим собственного названия, а второе – к обладающим таковым. Так, в составе русского этноса выделяются такие этнографические группы, как севернорусская, южнорусская, западнорусская и др., и ряд субэтносов – поморы, кержаки, и т.д. Для современной этнической ситуации в мире более характерно стирание как внутриэтнических, так и межэтнических различий, чему способствует интенсификации контактов между отдельными группами населения, как личных, так и благодаря средствам массовой информации – печати, радио, телевидения, Интернета, а также вытеснение традиционной культуры формами культуры индустриального общества, лишенных этнической специфики.