Этнос как социокультурная реальность

В любом полиэтническом государстве важное место занимает проблема межнациональных отношений, которая имеет несколько аспектов.

Прежде чем приступить к рассмотрению указанной проблемы, кратко остановимся на понятии "этнос" и его трактовке в основных теориях: примордиалистской, инструментальной и конструктивистской.

В энциклопедическом социологическом словаре дается следующее определение этноса: "Особый, возникший исторически вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией или другими образованиями".

Примордиалистская теория (объективистская) считает этнос реально существующим феноменом, имеющим объективную основу в природе либо обществе. Особое место в этом подходе занимает теория этноса Л. Н. Гумилева, который рассматривал этнос как биофизическую реальность, "всегда облаченную в ту или иную социальную оболочку... как явление географическое, связанное с кормящим и вмещающим ландшафтом".

В инструменталистской теории этнос представляется как общность, объединяемая групповыми интересами людей, а этничность – как средство для достижений этих интересов, их мобилизации в политической жизни.

Конструктивистская теория трактует этнос как интеллектуальный конструкт писателей, ученых и политиков и рассматривает его как общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации (самоопределения) по отношению к другим общностям, с которыми она находится в тесных связях.

Ю. В. Бромлея определяет понятие "этнос" следующим образом: "Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании".

В. А. Тишков вместо термина "этнос" предлагает употреблять понятие "этническая общность" и трактует ее как "коллектив людей, которые имеют общую историю, язык, обычаи и идентичность и следуют некоторым общим нормам поведения".

Несмотря на различие определений, которые дают признанные авторитеты в области этнологии, в них есть общее, позволяющее нам выделить основные идентификаторы этноса. Это – территория, история, язык, культура, особенности психики, а также национальное самосознание. Рассмотрим каждый из этих идентификаторов.

Территория

Территория – это не только место проживания, но и Родина, родная сторона. Образ Родины многозначен. Это и место, где родился (малая Родина), и огромная страна, в которой человек живет (большая Родина, Россия), и место, где проживает определенный народ (например, Башкортостан). Со словом "Родина" у каждого человека связано такое понятие, как "природа". Неслучайно все эти слова – род, род-ина, на-род, при-род-а – имеют один корень.

Родина, природа имеют неизъяснимую власть над человеком. Любовь к Родине – одно из самых сильных чувств. Готовность защищать родную землю, родные святыни делает человека патриотом.

История

Россия издавна складывалась и развивалась как страна многонациональная и многоконфессиональная, поэтому российскую историю следует рассматривать как историю многих народов, ее населяющих. Однако и в исторической науке, и в школьных учебниках по истории преобладает славяноцентрическая концепция, представляющая историю России в основном как историю русского народа. История других народов рассматривается лишь постольку, поскольку она соприкасается с историей русского народа. Небольшое место в учебниках занимает изображение мирной, созидательной деятельности многочисленных народов России по укреплению российского государства.

Действительно, русская история богата событиями и историческими деятелями. Это и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Петр Первый, и Михаил Кутузов, и Георгий Жуков. Каждый школьник с детских лет знаком с этими именами и по праву гордится ими. Но ведь не менее значительные деятели есть у каждого народа, однако в учебниках они почти не упоминаются. Культура межнационального общения во многом зависит от знания не только собственной истории и уважения своего народа, но и от знания истории других народов и уважения их. Но чтобы уважать другие народы, надо знать их историю. К сожалению, в настоящее время существующие федеральные учебники по истории таких знаний не предоставляют. Воспитание патриотизма в сложившейся ситуации крайне затруднено.

Требуется пересмотр концепции учебников по истории с целью показать, что российская история – это история не только русского народа, но и всех других народов, ее населяющих, внесших огромный вклад в развитие России.