Введение

Глубокие структурные изменения в общественной и политической жизни нашей страны требуют усвоения новых знаний и навыков, переориентации учебного процесса на новые научные дисциплины. Одной из таких дисциплин, преподавание которой в отечественных вузах началось сравнительно недавно, является политический анализ. Новизна предмета, разнообразие авторских подходов и учебно-методических практик преподавания данной дисциплины ставят перед преподавателями и слушателями политического анализа ряд существенных проблем, на которые пытается ответить данный учебник.

Традиционные дисциплины и профессии, служащие концептуальными и методологическими источниками для политического анализа, представляют собой, как правило, высокоэффективные институциональные образования, создающие общую систему координат, формирующие коллективную приверженность установленным процедурам исследования, поддерживающие устойчивую коммуникацию и аккумулирование знания. Одним из явных достоинств устоявшейся дисциплины является возможность последовательной и систематической подготовки студентов, ознакомления их с традициями теории и практики и формирования у них чувства общей идентичности и общего направления развития.

Политический анализ лишен многих из этих преимуществ, следствием чего оказывается знакомая преподавателям данной дисциплины проблема сохранения целостности учебных курсов. Даже в рамках одного вуза могут читаться курсы по политическим исследованиям, анализу экономической эффективности, математическим методам моделирования и социологии избирательных кампаний, в названии каждого из которых встречается словосочетание "политический анализ". В силу этого перед авторами-составителями таких курсов стоит нелегкая задача тщательного отбора теорий, методов и накопленного практического опыта, наиболее приемлемых для решения типовых проблем, определяемых региональной, отраслевой, организационной и прочими средами, в налаживании конструктивных взаимоотношений с которыми заинтересовано данное учебное заведение.

Сравнительный анализ популярных учебников и курсов лекций по политическому анализу выявляет несколько альтернативных способов решения этой задачи. Первый способ предполагает существование некоего набора универсальных и стандартных процедур или методов анализа, применимых для решения широкого спектра современных общественно-политических проблем, в разнообразных отраслевых и институциональных средах. Примерами такого подхода можно считать учебник К. Пэтона и Д. Савицки "Базовые методы политического анализа и планирования[1], а также "настольную книгу" отечественной прикладной политологии -"Политология: методы исследования" Дж. Мангейма и Р. Рича[2].

Альтернативный подход делает акцент на специфике проблемных ситуаций, механизмов выработки и принятия политических решений, формальных и неформальных правилах и организационных процедурах, характерных для тех или иных сфер политики: экономической, социальной, внешней и т.д. Лучшие образцы данного направления, такие как "Говорить правду власти. Искусство и ремесло политического анализа" А. Вилдавски[3], как правило, принадлежат перу авторов, имеющих богатый практический опыт работы в структурах принятия политических решений. Менее удачные примеры больше напоминают сборник кейсовых исследований, либо развернутый справочник по организационной структуре, конституционному статусу и регламенту органов государственной власти.

Выделяется также группа учебников, отдающих предпочтение количественным, математическим и иным строго формализованным методам и техникам анализа в духе "политиметрики", например "Анализ публичной политики. Концепции, инструменты и технические приемы" Д. Гупты[4]. Альтернативой этому являются работы, делающие акцент на качественных составляющих политического анализа: предметом их внимания являются ключевые этапы и механизмы выработки, принятия и применения политических решений, роль аналитика в этих процессах и в бюрократических структурах, этические аспекты профессионального политического консультирования и т.д. Авторитетными представителями данного направления являются упомянутый выше А. Вилдавски, а также Г. Брувер и П. ДеЛеон ("Основоположения политического анализа"[5]), У. Данн ("Анализ публичной политики. Введение"[6]), Б. Хогвуд и Л. Ганн[7]. При этом предсказуемой закономерностью оказывается склонность представителей универсалистского подхода к количественным методам анализа, а их оппонентов к качественным.

Осознавая ограниченность каждого из названных подходов в их чистом виде, большинство авторов (включая некоторых из упомянутых выше) позиционируют свои работы как попытку обрести "золотую середину". Из числа известных и признанных мировым и отечественным политологическими сообществами образцов, на эту роль может обоснованно претендовать учебник Д. Веймера и А. Вайнинга, "Политический анализ", на сегодняшний день выдержавший уже пять изданий и пользующийся заслуженной популярностью среди преподавателей и студентов во многих странах мира. Автор предлагаемого курса лекций с благодарностью признает то фундаментальное влияние, которое данный источник оказал на его становление как преподавателя и практикующего политического аналитика.

Определением оптимального баланса между универсальным и отраслевым, количественным и качественным подходами круг задач, стоящих перед авторами-составителями учебников но политическому анализу не исчерпывается. Успешное включение новой дисциплины в учебный план зависит также от установления ее взаимосвязей с другими, базовыми и смежными дисциплинами, преподаваемыми в рамках выбранной специальности.

Большинство учебных курсов политического анализа ведущих зарубежных и отечественных вузов предполагают предварительное усвоение студентами таких базовых предметов, как политическая теория, экономическая теория, общая теория статистики, математика, социология. Что касается специализированных факультетов и отделений политологии и государственного управления, необходимо грамотное разграничение предметных областей и содержания таких родственных политико-управленческих дисциплин, как "теория принятия политических решений", "политические технологии", "политический маркетинг" и др.

Решая эту задачу в рамках предлагаемого курса лекций, автор руководствовался двумя принципами. Во-первых, политический анализ представляет собой своеобразное введение в цикл политико-управленческих дисциплин, дает общую "картину мира" политического аналитика и в силу этого предполагает ознакомление слушателей с основными теоретическими разделами и областями практического применения политико-управленческих знаний, более углубленно и специализированно изучаемых в рамках вышеназванных курсов и дисциплин. Во-вторых, подбор и характер освещения данных вопросов в курсе политического анализа подчиняется логике "профессиональной ориентации" будущего специалиста, требующей усвоения специфики профессионального информационно-аналитического консультирования, учета факторов организационной и институциональной среды, норм профессиональной этики и условий карьерного роста, иных формальных и неформальных обстоятельств, позволяющих слушателю почувствовать себя "в шкуре" практикующего политического аналитика.

Целью учебного курса видится не только усвоение слушателями теоретико-методологических основ политического анализа, но и овладение практическими навыками применения базовых аналитических методик и приемов в решении актуальных общественно-политических проблем. На основе 16-летнего опыта преподавания данной дисциплины на факультете государственного управления МГУ им М. В. Ломоносова, а также в Международном Университете в Москве, автором была апробирована показавшая свою эффективность форма проведения занятий, предполагают наряду с усвоением теоретического (лекционного) материала, применение полученных навыков в рамках коллективных семестровых проектов (в мини-группах из 3—5 человек), посвященных конкретным проблемам прикладного характера, с регулярной, поэтапной отчетностью и коллективным обсуждением полученных результатов на семинарских занятиях.

Более традиционный подход, требующий насыщения лекционного материала конкретными примерами и иллюстрациями, по убеждению автора, имеет ограниченное применение в силу ряда специфических обстоятельств. Проблемная (в противоположность предметной) ориентация политического анализа предполагает актуальность приводимых иллюстраций (способных утрачивать данное значимое качество не только от одного издания учебника до другого, но даже от семестра к семестру). Прикладная полезность данной дисциплины непосредственно зависит от способности преподавателя максимально учитывать специфику аудитории, чей академический "бэкграунд", способы включения в профессиональную и общественно-политическую среду, а возможно и практический опыт (в частности, применительно к программам второго высшего образования) в решающей степени определяют уровень освоения и степень интереса к данному курсу. Наконец, многие иллюстрации обладают значительной контекстуальной нагрузкой, полноценное воспроизведение которой для абстрактной, неспециализированной аудитории может оказаться непозволительной тратой ограниченных издательских ресурсов.

Руководствуясь этими соображениями, автор в предлагаемом учебнике обращается к примерам и иллюстрациям лишь там, где это представляется абсолютно необходимым для уяснения теоретического материала либо характер таких иллюстраций носит достаточно универсальный и общезначимый характер. Основная нагрузка, связанная с наполнением теоретических положений иллюстративным ОГЛАВЛЕНИЕм, зарезервирована за семинарскими занятиями и внеклассными часами самостоятельной работы слушателей, а также за теми лекторами, которые рискнут взять данный текст за основу своего курса.

В материалах курса нашел свое отражение практический опыт автора, работавшего в качестве политического аналитика и консультанта в различных областях и с различными клиентами, от высших органов государственной власти до коммерческих структур. В частности, параграф 6.1 представляет собой адаптированный фрагмент проекта, выполненного коллективом Института анализа и управления конфликтами и стабильностью (ИАУКС) под руководством доктора юридических наук Э. И. Скакунова по заказу Совета безопасности РФ во взаимодействии с другими заинтересованными органами власти России в 1995—1996 гг. Опыт работы в данном коллективе сыграл решающую роль в становлении автора как профессионального политического аналитика.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки бакалавра по направлению "политология" Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению "политология", а также магистра по направлению "государственное и муниципальное управление"

Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования но направлению "государственное и муниципальное управление".

В результате освоения материала учебника, учащийся должен будет:

знать

• специфику политического анализа как профессиональной деятельности и прикладной политологической дисциплины, основные предпосылки, условия зарождения, этапы становления и развития профессионального политического анализа и прогнозирования; основные принципы организации, дисциплины, этики политического консультирования;

• теоретико-методологические основы анализа политических событий и ситуаций, основные структурные элементы и логику построения дескриптивного политического исследования;

• особенности применения количественного и качественного анализа, способов проблемации, операционализации, моделирования политических ситуаций; основные способы и алгоритмы математического моделирования проблемных ситуаций;

• историю становления прогнозирования и планирования, основные направления развития и актуальные проблемы; эволюцию содержания и форм программирования; особенности развития и современного состояния прогнозирования и планирования в России; основные методы прогнозирования и оценки государственных программ и решений; принципы организации и проведения экспертных процедур;

• основы политического проектирования, имплементации и менеджмента политических программ;

• специфику внешнеполитической сферы как объекта анализа и прогноза, историю развития соответствующей теории и практики, основные концептуальные модели, приемы и методы;

уметь

• ориентироваться в предметной и методологической специфике прикладного политического анализа, определять границы смежных дисциплин, идентифицировать проблемные ситуации, относящиеся к предмету политического анализа;

• самостоятельно осуществлять поиск и обработку политически значимой информации, составление, оформление, презентацию аналитического материала; понимать и критически осмысливать решения и действия органов власти іі сфере государственной политики, в качественной и количественной формах описывать структурные элементы политического процесса;

• самостоятельно осуществлять поиск и обработку политически значимой информации, составление, оформление, презентацию аналитического материала, а также формулировать на основе полученной информации практически значимые рекомендации, применимые в практике деятельности органов государственной власти, политических институтов и организаций;

• самостоятельно идентифицировать возможности и ограничения прогнозирования и планирования применительно к объектам и ситуациям разного рода, обоснованно осуществлять отбор методов прогнозирования и оценки, адекватных выбранному объекту; организовать процедуры экспертного прогнозирования, применять методы экспертного прогнозирования в процессе выработки и принятия политических решений;

• формулировать практически значимые рекомендации, применимые в практике деятельности органов государственной власти, политических институтов, организаций и иных субъектов политического процесса;

владеть

• базовыми методиками и приемами аналитического обеспечения политических решений, способностью и готовностью использовать полученное знание при осуществлении экспертных работ, в целях практического применения методов и теорий;

• необходимыми навыками для поиска, критического анализа, обобщения и систематизации научной информации, постановки целей исследования и выбора оптимальных путей и методов их достижения;

• методиками определения приоритетов профессиональной деятельности для эффективного исполнения управленческих решений;

• навыками социологического и статистического описания, измерения элементов политического процесса, а также математического описания и моделирования общественно значимых проблемных ситуаций;

• методами адаптации основных математических моделей к конкретным задачам управления;

• навыками, необходимыми для того чтобы применять адекватные инструменты и технологии прогнозирования и оценки при реализации государственных программ, а также использовать знания в области прогнозирования и планирования при осуществлении экспертных работ, в целях практического применения соответствующих методов и теорий;

• методиками, позволяющими осуществлять информационно-аналитическое обеспечение решений в условиях неопределенности и рисков, а также формулировать адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации внешнеполитических решений.

Автор выражает благодарность коллегам по кафедре политического анализа факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова, уделившим время для внимательного анализа и конструктивной критики данного труда на различных стадиях его созревания.

Также хотелось бы выразить признательность директору Havighurst Center for Russian and Post-Soviet Studies д-ру Карей Давише за предоставленную возможность пройти стажировку и осуществить исследовательский проект в Университете Майами (Огайо, США), роль которого в появлении данного учебника очень велика.

Автор выражает благодарность профессору факультета политологии Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел России и факультета прикладной политологии Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики" А. А. Дегтяреву, плодотворное сотрудничество с которым во многом подвигло к разработке отдельных разделов данного учебника

Программа курса "Политический анализ и прогнозирование" подготовлена при содействии НФПК — Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы "Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах" Инновационного проекта развития образования.