Лекция I. ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ) – НАУКА ОБ ЭТНИЧНОСТИ И МНОГООБРАЗИИ КУЛЬТУР НАРОДОВ МИРА

В результате изучения главы студент должен:

знать ОГЛАВЛЕНИЕ основных терминов определения науки, объект и предмет науки этнологии, систему методов, применяемых в этнологических исследованиях;

уметь применять этнографические методы при работе с использованием этнографических материалов в историческом исследовании;

владеть навыками применения этнографической терминологии.

Наука о народах: "этнография", "этнология", "социальная/культурная антропология"...

Одной из характерных черт человечества является его деление на отдельные народы (этносы). На Земле живут китайцы и чукчи, русские и французы, аргентинцы и зулусы, кабардинцы и фульбе, цыгане и американцы США... – этот перечень можно продолжать очень долго, поскольку на планете насчитывается несколько тысяч народов. Время появления такой формы человеческого сообщества, как этнос, дискуссионно, однако в настоящее время этническое деление в той или иной форме известно, практически, у населения любого региона Земли, на каком бы уровне развития оно не находилось.

Изучением народов мира занимается наука, которая в отечественной традиции получила название "этнография". Это название, как и названия многих других наук, пришло из древнегреческого языка и состоит из двух частей: έθνος – народ и γράφω – пишу. Однако наука, изучающая феномен этничности, т.е. отнесения группы людей к определенному этносу, в разных странах имеет и разные традиции обозначения. Так, во Франции и ряде других стран она получила название "этнология" от древнегреч. logos – слово, в значении "наука", "знание". В Германии, Австрии и странах Скандинавии исторически было принято двойное название для этой науки Volkerkunde – изучение "первобытных" народов и Volkskunde – изучение "развитых" пародов и, прежде всего, своего собственного. В славянских странах понятию этнография соответствуют его кальки на родных языках – народоука (болг.), narodopis (чешек.), ludoznawstvo (польск.) и др. В Великобритании и ряде стран, в первую очередь Британского содружества, она стала называться "социальная антропология", в США и других странах Американского континента – "культурная антропология".

В настоящее время за рубежом наука, в ведении которой находится изучение этничности, называется "антропология". Однако представление о том, что зарубежная "антропология" тождественна российской "этнографии" не совсем верно. Круг проблем, к решению которых обращена антропологическая наука за рубежом гораздо шире тех, которые решала отечественная этнография. Последняя была довольно строго ориентирована на изучение этнической составляющей человечества, в то время как для антропологии, социальной или культурной, эта тематика определяется только как ее "центральная парадигма" (А. Гримшоу, К. Харт). Большая же часть антропологических исследований направлена на общекультурные/общесоциальные проблемы, в то время как этничность рассматривается как одна из частных характеристик социальной жизни.

Отсюда проистекает либо расплывчатость определения содержания антропологической науки, когда в завуалированной форме предъявляются ее претензии на всеохватность в области гуманитарного знания: "Наша главная позиция состоит в понимании антропологии как науки о взаимодействии особенного и общего, частного и универсального" (А. Гримшоу, К. Харт), либо прямое признание того, что ее границы не поддаются определению: "Социальная антропология – весьма странная дисциплина... Сложно сказать, что она изучает" (Т. Инголд).

В результате, наблюдается бесчисленное множество "антропологий" современного гуманитарного знания: "политическая", "юридическая", "экономическая", "средневековая", "православная", "славянская" и т.д., дополняемые "антропологической лингвистикой", "антропологией насилия", "антропологией власти" и др. Французский социолог П. Бурдье назвал эту ситуацию "борьбой за монополию легитимной номинации", когда постоянно продолжается "захват новых сегментов человеческой практики, которые часто вырезаны из соседствующих с антропологией профессий (медицина, литература и др.)".

Термин "этнос" является основополагающим в данной сфере научного знания. В древнегреческом языке это слово обозначало некое множество с общими чертами – "грива волос", "толпа", "рой" и т.п., в том числе и "народ". Впоследствии оно принимает значение "иноземец", "язычник" и именно в этом смысле входит составной частью в обозначение науки, занимающейся изучением народов мира. Объясняется это тем, что этнография, сформировавшись, как особая сфера научного знания, в Западной Европе, своим рождением обязана интересу к дальним, зачастую первобытным, т.е. иноэтничным, языческим народам. А поскольку сначала именно их описание считалось главной задачей исследователей, эта сфера получает название "этнография". Но мере развития пауки о народах мира и переходу от сугубо описательной процедуры к объяснению накопленных фактов появилось название "этнология", как "науки" о народах, в то время как за "этнографией" сохранялась задача характеристик этноса.

Названию "социальная/культурная антропология" наука о народах обязана тенденциям, характерным для европейской науки первой половины – середины XIX в. В это время комплексным, всесторонним изучением человека, историей его развития как физического и социального, начинает заниматься наука антропология, состоящая из трех разделов, соответствующих разным видам источников. Один – физическая антропология – посвящается биологическому развитию человека от ранних гоминид до Homo sapiens, в том числе и современным различиям его групп в этом отношении, другой – археология – развитию культуры на основе изучения материальных остатков его деятельности, третий – кулътурная/социалъная антропология, или этнология/этнография – изучает "живое" прошлое человека по сохранившимся "примитивным" народам. Со временем именно третья составляющая стала доминировать в обществоведении, причем ее сфера расширилась и на изучение развитых народов и их культур.

В качестве основополагающего, слово "этнос" нередко входит составной частью в используемые понятия и термины отечественной этнографической науки: этносы мира, этнонимы (названия народов), этнические процессы, этнографические группы, этносоциальные организмы, этногенетические исследования, этнофор (индивид как носитель этнического сознания) и др. Слово "народ" тоже используется в качестве синонимичного понятию "этнос", но не всегда, поскольку оно имеет более широкий ряд значений: толпа, люди физического труда ("трудящиеся массы"), население государства/жители страны вне зависимости от их этнической принадлежности. В ряде случаев замена слова "этнос" словом "народ" не вызывает никаких проблем для понимания смысла: "этносы мира" – "народы мира", в других случаях такая замена искажает или делает смысл используемого выражения непонятным: "этнические процессы" – "народные процессы".

Отдельные науки, как отрасли общего научного знания, отличаются друг от друга: 1) объектом исследования – областью объективной реальности, которая подвергается изучению; 2) предметом исследования – характером того нового знания, которое должно быть получено в результате изучения объекта; 3) методикой исследования – набором научных приемов, продуцирующих новое знание. По мере углубления в сущностные характеристики изучаемого явления новое знание, как объективная реальность, в свою очередь, становится объектом исследования с появлением сто нового предмета и т.д.