Лекция II. ЭТНОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В результате изучения раздела студент должен:

знать

• характер расселения народов зарубежных стран на основе географической классификации в пределах континентов;

• лингвистическую и антропологическую карты мира;

• основные этапы этногенеза и этнической истории населения континентов;

• основные причины, этапы и следствие европейской колонизации Австралии, Америки, Африки;

• хозяйственно-культурную карту регионов мира;

• современное состояние аборигенных культур;

уметь

• применять данные по этнографии народов мира в системе исторического исследования;

владеть

• навыками анализа роли этнического фактора в развитии современного общества.

Лекция 13. НАРОДЫ АВСТРАЛИИ

Заселение Австралийского континента произошло около 40 тыс. лет назад и ко времени появления первых европейских поселений на территории Австралии в конце XVIII в. его население, по различным оценкам, составляло около 300 тыс. чел., которые говорили примерно на 600 языках. По данным последней переписи, аборигенами считают себя около 350 тыс. чел., включая большое число лиц смешанного происхождения. Знание родного языка сохраняют лишь немногие группы аборигенов, примерно 70 тыс. чел.

По принятой классификации традиционное (доконтактное) общество аборигенов Австралии представляет собой ХКТ бродячих охотников и собирателей, когда производство средств к жизни основано исключительно на присвоении готовых ресурсов окружающей среды.

Основному способу добывания пищи соответствует естественное разделение труда между мужчинами, занимающихся по преимуществу охотой, и женщинами, уделом которых, в основном, является собирание растительной пищи. В рационе аборигенов до 90% занимала растительная пища, собираемая женщинами. Женщины также охотились на мелких животных.

В зависимости от времени года и степени изобилия пищевых ресурсов группы аборигенов перемещались из одной местности в другую. Вместе с тем такие постоянные переходы имели не хаотический, а циклический характер в рамках определенных территорий, принадлежащих тем или иным наследственным группам. Цикличность событий повседневной жизни определяется не только зависимостью от природных условий, но и особенностями стереотипов поведения социального плана: запретов и предписаний, правил взаимоотношений между группами и отдельными индивидами, проведением различных ритуалов, представляющих собой достаточно жесткий каркас социальной жизни.

Охота на крупных животных являлась не столько обязанностью, сколько привилегией мужчин. Основными поставщиками мясной пищи были младшие мужчины, для старших мужчин, достигших возраста 35–45 лет, главным занятием становилось проведение священных обрядов, которые рассматривались как средство обеспечения благополучия всех членов общества, в том числе как средство создания и поддержания изобилия природных пищевых ресурсов, животных и растений. Обучая молодых мужчин таинствам магических обрядов, старшие мужчины получали в качестве компенсации большую долю их охотничьей добычи. Мясо особо ценных видов животных рассматривалось как деликатес, но не столько по вкусу и питательности, сколько в соответствии с системой пищевых запретов, налагавшихся обычаем на женщин и младших мужчин. Например, в некоторых районах только старшим мужчинам разрешалось есть мясо игуаны или дюгоня. Обоснованием таких запретов служили священные мифы.

При характеристике ХКТ аборигенов Австралии следует учитывать факты, говорящие о том, что охота и собирательство в зародыше уже содержат в себе некоторые элементарные навыки, сходные с приемами земледелия, например, ухаживание за дикими растениями, способствующее их росту и плодоношению. В связи с этим необходимо упомянуть термины "сельское хозяйство с горящей головней", "непассивное поведение аборигенов перед лицом природы" (имеется в виду сезонное выжигание травы в буше с целью продуцирования свежих побегов).

Среди орудий труда австралийцев выделяется бумеранг, ставший своего рода символом аборигенной культуры. Бумеранг – это усовершенствованная метательная палица. В охоте бумеранги использовались мало – чаще как боевое или дуэльное оружие. Причем это были прямолетящие бумеранги. Одной из наиболее совершенных форм был так называемый бумеранг "лебединая шея", или бумеранг с крюком. Такой бумеранг цеплялся за кромку щита противника и, переворачиваясь, противоположным концом ударял его по голове. Бумеранги возвращающегося типа в качестве охотничьих орудий не использовались, поскольку сложная траектория полета не позволяла прицеливаться, и изначально они предназначались для игр и ритуальных состязаний.

Основными орудиями охоты на крупных животных служили легкие деревянные копья, целиком вырезанные из стволов молодых деревьев. Копья с каменными наконечниками изготавливались только в некоторых районах Австралии, а затем распространялись путями обмена по всему континенту. Легкость копий, по-видимому, и обусловила использование при метании особого приспособления, так называемой метательной дощечки, или копьеметалки, с помощью которой копью придавалась высокая начальная скорость. С гой же целью охотник подкрадывался к жертве на очень близкое расстояние в 10–20 м.

Традиционная культура аборигенов Австралии являет собой пример того, как бродячий образ жизни заставляет минимизировать число элементов материальной культуры. Это приводит к появлению полифункциональных орудий. В Центральной Австралии такое приспособление для метания копья, как копьеметалка, конструировалось в расчете на то, чтобы одновременно использоваться в качестве корытца и инструмента обработки деревянных изделий (в рукоятку с помощью смолы и волокон вставлялся каменный резец или скребло).

Наряду с естественным разделением труда между мужчинами и женщинами существовало локальное разделение труда между жителями различных местностей. Эта специализация вызывала к жизни разветвленную сеть церемониального обмена ценностями, покрывавшего собой весь австралийский континент. Необходимость путей обмена объясняется как отсутствием на тех или иных территориях определенных источников сырья (например, кремневых пород или залежей охры), так и иррациональными представлениями об особых магических свойствах орудий, передаваемых по путям обмена из отдаленных местностей. Каждый мужчина, достигший зрелости, вовлекался в престижную систему обменных отношений, оказываясь на пересечении нескольких путей обмена. Это заставляло весьма интенсивно трудиться, поскольку неготовность сделать ответный дар в любом направлении, значительно понижает социальный статус индивида. Сложность положения усугубляется тем, что участие в церемониальном обмене сочетается с разносторонними обязательствами по линии обмена вещами и услугами, определяющимися родственными и матримониальными связями, т.е. производством самой жизни. Так, заключение брачного соглашения требует ответной компенсации материальными ценностями на долговременной основе. Как правило, это совпадает с обязательствами по отношению к наставнику при прохождении обрядов возрастной инициации. Каждый этап посвящения оплачивается продуктами охоты.

С этим связана другая особенность материальной культуры аборигенов, которая заключается в том, что практические функции орудий труда не отделены от ритуальных. Порядок и приемы изготовления орудий труда обусловлены наложением целого ряда ритуальных запретов и ограничений. В частности, изготовление каменных наконечников копий связано с противопоставлением мужчин по линии старшинства. Деление на возрастные классы старших и младших мужчин имело характер четко выраженного социального института.

Упомянутые пищевые запреты в каком-то смысле довершают собой картину материальной жизни аборигенов Австралии, учитывая невозможность абсолютно четкого разделения различных сфер деятельности. Наложение или снятие пищевых запретов является эффективным средством контроля над обществом со стороны старших мужчин, образующих собой привилегированную группу людей, имеющих почти неограниченное право повелевать остальными.