"Этнический парадокс" современности

В XX в. социологи и этнографы часто писали об "этническом парадоксе" - двух одновременно проявившихся разнонаправленных тенденциях: с одной стороны, распространяется "планетарное" мышление, миллионы людей свободно перемещаются по миру, но с другой - уровень межэтнической нетерпимости достиг высочайшей напряженности, кризисом межнациональных отношений сопровождался распад СССР, Югославии, Чехословакии. Причем, как ни соблазнительно было бы объяснить неблагополучие межнациональных отношений на территории бывшего СССР или Югославии социально-экономическим кризисом или политическими ошибками, это не проясняет всех нюансов, в частности остается непонятным наличие сходной ситуации в экономически и политически стабильных государствах.

Однако на самом деле в этой ситуации нет ничего парадоксального. "Взрыв этничности", который может проявляться в самых разных формах - от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, поисков "загадочной народной души" до стремления создать национальную государственность, привел к росту этнического самосознания. Толчком к "взрыву" стали, как ни парадоксально это звучит, процессы глобализации.

Первоначально культурную глобализацию обеспечил численный рост городского населения, пополнявшегося за счет миграции из сельской местности. Город космополитичен, и поэтому культурное своеобразие в условиях города быстро размывается. После окончания Второй мировой войны заметно расширилась и внешняя (межгосударственная) трудовая миграция. Так, в Германии и Великобритании к 1970-м гг. каждый седьмой работник физического труда был мигрантом. Этот процесс еще более разрушал относительно замкнутые "культурные пространства", интенсифицировал "перемешивание" людских масс и способствовал повсеместному возникновению этноконтактной среды.

На фоне этих объективных тенденций этническая группа неосознанно стремится сохранить свою уникальность вопреки ее насильственному "размыванию", уберечь себя от усредненности, чтобы не стать "как все". Это сопротивление психологически вполне объяснимо: ведь и любой человек, вовлеченный в систему социальных отношений, тем не менее стремится остаться "самим собой", сохранить свою индивидуальность. Более того, "действие рождает противодействие" и чем сильнее большинство побуждает индивида или социальную группу стать "как все", тем в большей степени меньшинство стремится отстоять свое право на уникальность.

Подобное стремление индивидов и групп к отстаиванию нрава на уникальность в социальной психологии получило название "реактивного сопротивления". В принципе людям не правится сильно отличаться от окружающих, быть "белыми воронами" - обычно .поди стараются вести себя в соответствии с нормами, предлагаемыми большинством. Однако то, чем мы отличаемся от окружающих, мы осознаем раньше и острее, чем то, в чем мы с ними схожи. Так, уже в детском саду, когда детей просят рассказать о себе, они начинают свой рассказ с перечисления тех черт, которыми они отличаются от большинства окружающих (например, если в группе детского садика больше девочек, то мальчики, рассказывая о себе, в первую очередь называют именно пол).

Принципиально сходные процессы идут и в сфере этнического самоопределения. В современном мире интенсификация межэтнических контактов актуализирует этническую идентичность, так как только через сравнение можно наиболее четко воспринять свою "русскость", "еврейство" как нечто особое. В современном обществе закономерно происходит стирание различий в одежде, пище, культурных и поведенческих стереотипах, которые нередко навязываются господствующей культурой, причем независимо от государственного строя, будь то Франция или СССР, всегда из "благих целей". В подобных ситуациях, когда кто-то угрожает нашей "особости", отвергает естественный для нас способ мировосприятия, пытается уничтожить то, что кажется нам, безусловно, правильным, в нас крепнет потребность к защите и восстановлению собственной независимости, ощущения уникальности, свободы мыслей, чувств, действий.

В мировой науке существует несколько объяснительных концепций этнического возрождения второй половины XX в. Разные социологические школы объясняют рост этнической идентичности:

- реакцией отставших в развитии народов на экономическую и технологическую экспансию более развитых народов;

- мировой социальной конкуренцией, в результате которой интенсифицируется внутриэтническое взаимодействие;

- повышением влияния больших социальных групп в экономике и политике и облегчением процессов их сплочения благодаря средствам массовой коммуникации.

Кроме того, выделяют и некоторые социально-психологические факторы, приведшие к активизации этнического самосознания, в частности поиск ориентиров и стабильности. В современном мире с постоянно растущей интенсивностью разного рода рисков, угрожающей экологической ситуацией, избытком и хаотичностью информационных воздействий человек живет с постоянным ощущением нестабильности. Все больше людей склонны искать поддержку и защиту в более устойчивых ценностях предков. Поэтому именно межпоколенные стабильные общности, прежде всего этносы, приобретают столь существенное значение.