Этнические аспекты демографических процессов

Первые этнодемографические исследования в пашей стране стали проводиться в начале XX в. По их результатам в 1928 г. была опубликована работа М. В. Птухи "Смертность 11 народностей Европейской России в конце XIX века" по материалам первой Всероссийской переписи 1897 г. В 1970—1980 гг. были опубликованы монография В. И. Козлова "Этническая демография", два издания работы С. И. Брука "Население мира. Этнодемографический справочник" (1981, 1986) и коллективной монографии "Национальности СССР. Этнодемографический обзор" (1975, 1985). В настоящее время спектр и объем этнодемографических исследований значительно расширен и включает изучение социально-демографических особенностей малочисленных этносов и региональной специфики этнодемографических процессов. Как свидетельствуют исследования, на последние оказывают влияние этнический состав и численность этносов, особенности их расселения и образа жизни, бытовой и духовной культуры, традиции и верования, а также миграция и возникающие конфликты. Особо влияют на демографические процессы рождаемости в этнических общностях характерные для них формы брака, тип семьи, отношение к возрасту вступления в брак, разводам, добрачным и сексуальным внебрачным связям, многодетности и бездетности, табу, культурные и религиозные традиции. Показатели смертности в этнических общностях в большей мере могут зависеть от социально-экономических и политических особенностей жизни этносов, а также от особенностей питания, состояния гигиены и здравоохранения, этнических традиций. Основными этническими индикаторами демографических процессов являются особенности образа жизни, традиций и вероисповедания. Следует отметить, что изменения в общественном производстве и политической жизни этносов происходят значительно быстрее, чем в традиционном для этноса воспроизводстве, которое обусловлено собственно этническими особенностями.

Демографами установлено, что на рождаемость у этносов влияют их генетические особенности. Так, например, проживающие па территории Тропической Африки и Южной Азии этносы более предрасположены генетически к многоплодным родам, а у коренных этнических общностей, проживающих в Европе, многоплодные роды встречаются редко. Кроме плодовитости большое значение для процесса рождаемости имеет принятый в этнических общностях возраст вступления в брак. Например, традиционно брачный возраст варьируется от 8—12 лет у некоторых азиатских и латиноамериканских народов, а до 16 лет и старше у большинства европейских народов, в том числе и у этнических общностей, проживающих па территории России. У африканских этносов почти 100% взрослых состоят в браке, тогда как у европейцев этот показатель не превышает 90%. У большинства этносов традиционно муж должен быть старше жены. У австралийских аборигенов и индейцев Южной Америки распространены браки между пожилыми мужчинами и молодыми девушками. У мордвы, удмуртов, китайцев и корейцев в прошлом были частыми браки, когда невеста па 10—15 лет старше жениха. У большинства африканских и азиатских этносов статус замужней женщины значительно выше, чем незамужней.

Этносам, у которых распространены браки в раннем возрасте, свойственны более высокие показатели рождаемости, на процесс которой влияет и принятая у данного этноса форма брака. У большинства этнических общностей распространен моногамный брак, у некоторых разрешено многоженство и многомужество. Так, в этнических общностях, исповедующих ислам, разрешается иметь до четырех жен и сколько угодно наложниц. Хотя у европейских этносов запрещено многоженство, в некоторых случаях этот запрет может быть временно отменен. Так, в первой половине Х'П г,, после 30-летней войны в Германии папой римским были официально разрешены в течение 10 лет браки одного мужчины с двумя женщинами. Многомужество встречается редко; его разновидностью считают братскую полиандрию, когда мужьями являются родные братья или после смерти мужа один из неженатых братьев становится мужем жены брата. Братская полиандрия была распространена у этносов, проживающих на Тибете, в Гималаях и у некоторых индейских народностей Северной Америки. Многомужество негативно влияет на рождаемость и сегодня сохранилось лишь у некоторых африканских и индийских этносов, а также у эскимосов.

Различий в показателях смертности у этнических общностей меньше, чем в показателях рождаемости. В зависимости от среды обитания у разных этносов распространены специфические заболевания, повышающие уровень смертности населения. Например, болотистые местности способствуют распространению малярии, эпидемия которой приводит к вымиранию большого числа людей. Сегодня самыми смертоносными инфекциями в мире признаны вирусы СПИД и Эбола, которые распространены среди этносов Тропической Африки, а также приходящая из Юго-Восточной Азии атипичная пневмония.

На показатели смертности влияет характерный для этноса генетический тип. Жилищные условия, особенности продуктов питания и видов трудовой деятельности оказывают косвенное влияние на уровень смертности. Например, этносы, традиционно употребляющие очень острую и горячую пищу, более подвержены заболеванию раком желудка. Раннее прикармливание детей "взрослой пищей" повышает вероятность младенческой смертности. У этносов, живущих в районах традиционного выращивания винограда и занимающихся виноделием, смертность от алкоголизма крайне редка, так как в их организме за века генетически выработалась защитная реакция. У северных же этносов России защитная реакция от алкоголя отсутствует, поэтому отравление спиртосодержащими напитками — одна из самых распространенных причин ранней смертности мужского населения этих этносов. Особенно опасны для жизни вредные этнические привычки, такие как употребление наркотиков, жевание листьев бетеля, кока или наса, распространенные среди взрослого населения племенных этносов Азии, Африки и Северной Америки.

Бытующее у некоторых восточных этносов пренебрежительное отношение к здоровью девочек и женщин приводит к ранней смерти последних. Проведение обряда обрезания в антисанитарных условиях может послужить причиной смерти мальчиков. Имеющиеся у некоторых этносов обычаи самоубийства, например у японцев обычай харакири или добровольная смерть камикадзе у восточных этносов, сокращают численность мужского взрослого населения. Обычай кровной мести, объявление джихада, геноцид, межэтнические военные конфликты и террористические акты значительно увеличивают смертность населения этнических общностей. Особую опасность для жизни этносов представляет геноцид — массовое физическое уничтожение представителей одного этноса другим из-за расовых, политических или религиозных различий. Самые известные случаи геноцида, унесшие миллионы жизней, это проводимая с 1865 г. ку-клукс-клановская расправа над неграми в Америке, уничтожение турками армян в 1915 г., истребление фашистами евреев в годы Второй мировой войны. В настоящее время признаки геноцида проявляются в убийстве мирных жителей в Донецкой и Луганской областях во время так называемой антитеррористической операции, организованной киевской властью.

Особое значение в процессах воспроизводства этносов имеет их вероисповедание. Самая аскетичная из мировых религий — буддизм. Большинство его направлений поощряет безбрачие, пропагандирует монашеский образ жизни. Согласно буддистским канонам второй по возрасту сын должен становиться монахом и принять обет безбрачия. В то же время буддизм запрещает аборты и одобряет многодетность.

Христианская мораль рассматривает брак как необходимое условие рождения детей. Однако христианство призывает к сексуальному воздержанию во время постов, одобряет монашеский образ жизни. В православной секте скопцов обязательным является обряд кастрации. Из всех направлений христианской религии только католицизм запрещает священнослужителям иметь детей и протестует против абортов и пользования контрацептивами. В настоящее время среди католиков, которые все реже соблюдают эти запреты, ширится движение за отмену последних. Так, если в 1955 г. предписаниям церкви о запрещении абортов следовало

70% американских католиков, то в 2005 г. — уже менее 25%. Даже в тех странах, где большинство католиков соблюдают требования Ватикана, рождаемость невысокая, например, в Испании и Италии она одна из самых низких в Европе. Протестантская церковь терпимо относится к вопросам внутрисемейного планирования рождаемости. Начиная с 1930 г., англиканская церковь разрешила применять средства контрацепции. Лишь радикальные кальвинисты продолжают осуждать аборты и пользование противозачаточными средствами.

Ислам призывает как можно больше множить последователей Магомета. Согласно исламским канонам мусульманская женщина может повысить свой социальный статус, став многодетной матерью. Бездетная же замужняя женщина подлежит изгнанию из семьи мужа.

На показатели рождаемости в этнических общностях влияет религиозное отношение к разводам и повторным бракам. Предельно легки разводы у этносов, исповедующих ислам, а для повенчанных католиков и православных разводы не одобряются церковью. Протестантская церковь относится к разводам терпимо, хотя и не одобряет их. Повторный брак для мужчины-мусульманина возможен через два-три месяца после прекращения предыдущего. У христиан отношение к повторным бракам после смерти мужа терпимое, а сохранение верности к умершему супругу ценится весьма высоко. Подобное отношение к повторному браку и у этносов, исповедующих буддизм. Конфуцианство разрешает мужчине право развода и повторного брака в случае бездетности жены или ее гибели, женщине же повторный брак запрещен. Согласно китайскому религиозно-этическому обычаю, "целомудрие вдовы" считается образцом добродетели. Таким вдовам после смерти ставили специальные памятники. Негативно относятся к бракам вдов этносы, исповедующие индуизм.

Этнодемографические процессы в Российской Федерации

По подсчетам демографов в настоящее время на территории России оседло проживают более 160 этнических общностей. Среди них по языковому признаку различают индоевропейские, балтийские, алтайские, уральские и северокавказские этнические группы. Самая большая этническая группа — это русские (до 80% всего населения России). В девяти из 22 республик русские составляют большинство населения. Некоторые многочисленные народности компактно расселены на своей территории. Например, тувинцы, якуты, кабардинцы, аварцы, калмыки, коми, алтайцы, осетины, лезгины, ингуши составляют от 75 до 95% национально-территориального населения. Более высокая концентрация коренного этнического населения характерна для Северного Кавказа, более низкая — для Поволжья. Так, в Республике Татарстан проживает всего 1/3 коренного этноса. В Еврейской автономной области евреи составляют 1,7% местного населения, зато среди москвичей их 33%, а среди петербуржцев — 20%.

Наиболее многочисленные диаспоры, проживающие на территории России, — это украинцы, белорусы, евреи, поляки, немцы, корейцы, китайцы. Для представителей ближнего зарубежья свойственно дисперсное расселение, хотя имеются предпочтительные районы компактного проживания. Например, армяне отдают предпочтение Краснодарскому краю, азербайджанцы — Республике Дагестан, казахи Астраханской и Оренбургской областям. Значительные массивы мигрантов из-за рубежа стремятся поселиться в крупных промышленных центрах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве проживает азербайджанцев больше, чем в Баку, а татар — больше, чем в Казани. За последние 15 лет число мусульман в России увеличилось на 40%. Как утверждают специалисты, к середине XXI в. мусульманином будет как минимум каждый четвертый россиянин.

В настоящее время показатель рождаемости среди русских самый низкий в стране. Согласно последним переписям населения, значительный прирост населения (в три раза) произошел у этносов, проживающих на Северном Кавказе вследствие высокой рождаемости. Существенно сократилась численность мордвы и карелов. Большинство евреев, немцев, финнов и поляков эмигрировали на свою историческую родину. Средняя продолжительность жизни русских ниже, чем у других крупных российских этносов. Низкие показатели средней продолжительности жизни, обусловленные "омоложением" смертности, отмечаются у коренных северных этносов.

Для этнической структуры населения России характерна диспропорция полов. Доля мужчин в половой структуре населения России составляет около 45%, хотя в возрастной структуре до 35 лет численность мужчин и женщин примерно равная. Преобладание мужчин характерно для этносов, исповедующих ислам, и для мигрантов. После распада СССР поменялись потоки миграции. Если раньше главный поток переселенцев устремлялся из СССР, то теперь значительно увеличился приток в Российскую Федерацию русскоязычного населения, беженцев и нелегальных иммигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Только в Москве нелегально проживают более 50 тыс. китайцев, 15 тыс. афганцев, 10 тыс. иракцев. Хотя иммиграция и увеличивает долю трудоспособного населения, она только на треть замещает сокращение численности населения России, зато приводит к росту безработицы среди коренного населения и проявлению межэтнических конфликтов.