Этикет сетевого общения

Информационные технологии, стремительно ворвавшись в нашу жизнь, создали ситуации общения, которые раньше трудно было и представить.

Мобильная связь сделала нашу жизнь более динамичной, опосредованное общение более плотным, а сам телефонный разговор, который теперь может происходить где угодно, перестал быть фактом личного общения, становясь зачастую публичным достоянием. Люди разговаривают по мобильному телефону в общественных местах, в присутствии других людей — на улице, в транспорте, во время совещаний, не задумываясь о том, что их громкий разговор причиняет неудобства окружающим, а информация, которую они публично сообщают, не предназначена посторонним или не интересна им.

Признаком отсутствия установленных правил пользования мобильным телефоном, их незнания или игнорирования становится тот факт, что в театрах, концертных залах, на лекциях и совещаниях перед их началом приходится напоминать присутствующим о необходимости выключить звук телефона или не пользоваться им вообще до окончания мероприятия.

Новым видом связи, почти вытеснившим традиционную почтовую связь, и первым видом сетевой услуги стала электронная почта, кардинально изменившая не только способ общения, но и образ мышления и действия, которые тоже пока нс приобрели цивилизованной формы ввиду отсутствия выработанных правил этикета.

С появлением электронной почты появилось и понятие "сетевой этикет", правила которого разрабатывались для того, чтобы стороны сетевого общения не попадали в неприятное или неловкое положение, не доставляли неприятности партнерам по общению в Интернете, не нарушали правовые нормы.

Глобальное распространение электронной почты заставило пересмотреть многие правила, характерные для традиционной бумажной почты. Сегодня незнание элементарных правил ведения электронной переписки может не только помешать налаживанию или продолжению межличностного общения на больших расстояниях, но и иметь более тяжелые последствия в виде потерянного времени, упущенной выгоды, сорванных или несостоявшихся событий или мероприятий.

С одной стороны, электронное общение освободилось от традиционных требований эпистолярного жанра, которые и так в нашем все ускоряющемся течении жизни постоянно упрощаются. Если в XVI в. адресант обращайся к адресату: "Сострадальник и друг!", в XVIII в. — "Милостивый государь", в XX в. — "Уважаемый (имя и отчество), в личных письмах — "Дорогой (имя)", то сегодня в электронных письмах формулу обращения или вовсе упускают, или предельно упрощают, оставляя лишь имя (имя и отчество) и переходя сразу к сути дела.

Однако формат электронного сообщения предъявляет ряд обязательных, объективно необходимых требований.

Важно запомнить!

Несколько важных правил эпистолярного этикета.

• На полученное письмо ответить нужно нс позднее чем через пять — семь дней после получения. Письмо следует начинать с обращения: "Уважаемый...", "Здравствуйте...", "Добрый день...".

• Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких вы привыкли с ним говорить. Человеку малознакомому лучше писать сдержанно.

• Заканчивать письмо следует пожеланием здоровья, успехов или выражениями: "С уважением", "Всего доброго!" и т.д.

• Если вы случайно забыли написать о чем-то, можете добавить это уже после подписи, поставив, как в традиционной переписке, две латинские буквы P.S. (post saipturn — после написанного).

• Получение ответа рекомендуется подтвердить.

Поле "Тема" (Subject) необходимо заполнять. Считается дурным тоном отправлять письмо без указания темы, так как многие получают почту сначала заголовками, а потом уже загружают сообщение в зависимости от его важности.

В некоторых почтовых программах также можно указать степень важности сообщения. Это особенно актуально, если человек, которому вы пишете, ежедневно получает большое количество писем.

Официальные письма принято подписывать, сообщая свою должность, фамилию, имя и отчество, круг полномочий. В электронной переписке эмоции пишущего могут быть выражены специальными значками - "смайликами", однако в официальной переписке их использование неуместно.

Не следует выделять текст прописными буквами — это считается несдержанным выражением, давлением на собеседника. Писать следует грамотно.

До планетарных масштабов расширил возможности нашего общения, разрушив границы стран и материков, Интернет. Благодаря широте распространения и доступности Всемирная сеть способствует максимальному вовлечению всех обитателей планеты в процессы создания, обмена и потребления разнообразной информации, становится не только очень важным и удобным инструментом раскрытия творческого потенциала человека, но и средством для установления и развития личных контактов независимо от того, как далеко друг от друга живут собеседники, к каким социальным или этническим группам они относятся. Однако наличие неограниченных возможностей и относительной свободы поведения в Сети понимается подчас как вседозволенность, предоставляющая каждому право делать в Интернете все, что хочется. В результате грубость, ненормативная лексика, дезинформация наводнили страницы социальных сетей.

Человек осваивает информационные технологии быстрее, чем формируются нормы и правила поведения пользователей этих технологий как социальные регуляторы поведения пользователей этих сетей. Давно стали общественным явлением многочисленные блоги с полной свободой высказываний, составляющие блогосферу. Однако до сих пор общение в них не регулируется общими этическими нормами.

Современный этикет не успевает за быстро развивающимся обществом, формируемым сегодня в значительной части Интернетом, однако потребность в разработке правил поведения в ситуациях сетевого общения растет вместе с развитием информационных технологий.

Попытки составления некого общего сетевого свода правил поведения в Интернете предпринимались не раз. Появление одного из первых подобных опытов можно отнести к началу 90-х гг. прошлого века. Именно тогда вышла книга "Netiquette" ("Нетикет") (англ. Net — сеть, etiquette — этикет), где были разработаны первые правила, которым следовало большинство пользователей Интернета. В 1995 г. был выпущен документ RFC 1855 (англ. Request for Comments — рабочее предложение) в качестве информационного сообщения Интернета, содержащего стандарты, рекомендуемые для применения во Всемирной сети.

Правила этикета, содержащиеся в этом документе, не являются всеобщими и жестко установленными, в разных сообществах они могут значительно различаться, определяясь целями интернет-сообщества, принятым стилем общения, техническими ограничениями и т.д. Некоторые правила записаны и даже оформляются в виде формального устава или в виде списка правил, другие не вербализованы, но известны большинству членов сообщества и строго соблюдаются.

Общими и явными нарушениями нетикета во всех сетях считаются оскорбление, грубость, переход на личности, злонамеренный отход от темы, клевета, преднамеренная дезинформация, плагиат.

Инициаторами разработки свода правил, по которым блоггерам рекомендовано вести дискуссии, стали автор термина Web 2.0 Тим О'Рейли и создатель свободной энциклопедии Wikipedia Джимми Уэйлс.

Рабочая версия первого свода правил размещена в блоге О'Рейли, а также на сайте Уэйлса. Он состоит из семи пунктов:

1. Мы берем на себя ответственность за наши собственные слова и за комментарии, которые мы разрешаем оставлять в нашем блоге... мы не будем размещать непозволительные материалы и будем удалять содержащие их комментарии.

2. Мы не скажем нашему сетевому собеседнику того, чего не осмелились бы сказать ему при личной встрече.

3. Если дискуссия станет слишком напряженной, мы попробуем поговорить с собеседником в частном порядке перед тем, как ответить публично.

4. Если нам покажется, что кого-то обидели, мы примем меры.

5. Мы не разрешаем анонимных комментариев.

6. Мы игнорируем онлайн-провокаторов.

7. Мы потребуем от компаний-хостеров онлайн-дневников более активно побуждать пользователей соблюдать правила пользования блогом.