Введение

Учебное пособие подготовлено на основе опыта преподавания курса "Основы политической культуры" в Национальном исследовательском университете Высшая школа экономики согласно базовому учебному плану по направлению 41.03.04 "Политология" подготовки бакалавра (базовая профессиональная часть). Оно может быть использовано также и для изучения иных дисциплин при подготовке бакалавров по направлению "Политология", ряда других основных курсов по выбору ("Введение в специальность", "Категории политической науки", "Политическая теория" и др.), при подготовке магистров по политологии, социологии и экономике широкого круга программ, включающих рассмотрение роли философии, культуры, политики, формальных и неформальных институтов в развитии общества, при изучении общеобразовательных дисциплин в высшей и средней школе: "Обществознание", "Культурология", "Политология".

Отдельного самостоятельного учебника (учебного пособия) по политической культуре в настоящее время нет. В учебно-методической литературе данная тематика представлена разделами (главами и параграфами) в учебниках по политологии, культурологии и социологии культуры, в которых политическая культура рассматривается в контексте практик политического участия, роли личности в политике, психологии поведения, т.е. преимущественно в качестве мотивационного фактора. Иногда авторы ограничиваются описанием политических культур исторического прошлого или своеобразия политических культур различных стран. Из работ, посвященных особенностям российской политической культуры, в связи с этим следует отметить книгу Ю. С. Пивоварова "Политическая культура пореформенной России" (М.: ИНИОН РАН, 1994), публикацию очень содержательной дискуссии "Куда ведет кризис культуры?" (М. : Либеральная миссия, 2011), в которой принимали участие А. П. Давыдов, И. М. Клямкин, А. В. Тихонов, И. А. Яковенко и другие видные отечественные исследователи и эксперты. Ни в коей мере не оспаривая ОГЛАВЛЕНИЕ и значение этих и ряда других работ, а наоборот, в соответствующих разделах отсылая к ним, авторы учебного пособия сделали акцепт па следующих аспектах.

Во-первых, упор на ценностно-нормативные аспекты социогенеза позволил не только рассмотреть динамику политической культуры, ее роль в развитии общества, но и противопоставить различные концепции и подходы (либерализм и коммунитаризм, марксизм и корпоративизм, институционализм и солидаризм, рационализм и постсекуляризм и пр.), рассмотрев их как не исключающие, а взаимодополняющие друг друга, раскрыть их возможности в зависимости от исторической и определенной политической ситуации в конкретном обществе. Это позволило опереться на результаты всемирного научно-исследовательского проекта World Value Survey (далее — WVS), в рамках которого на протяжении почти 40 лет отслеживалась динамика ценностей в более чем 80 странах и на данных которой Р. Инглхартом и его коллегами была построена модель человеческого развития, на ряд других авторитетных международных исследований, таких как "Культура имеет значение" (Culture Matters) С. Харрисона, исследования Г. Хофстеде, Р. Льюиса, и органично использовать их результаты в контексте учебного пособия.

Во-вторых, акцент на данный нормативно-ценностный подход сделал возможным уход от понимания политической культуры как преимущественно ментального (психологического) феномена. В результате политическая культура впервые систематически рассматривается как проявление социогенеза в контексте его ценностно-нормативного, институционального содержания. Особое внимание при этом уделено факторам, определяющим формирование и развитие политических культур, что открывает возможность не только учитывать роль политической культуры в процессе выработки и проведения реформ, но и управления развитием самой политической культуры. Впервые с единой точки зрения изучена связь политической культуры с национальными и корпоративными деловыми культурами, что весьма плодотворно для осмысления политической культуры на макро- и микроуровнях.

В результате изучения дисциплины с применением данного учебника студент должен:

знать

• понятия и виды политической культуры, ее роль в развитии общества;

• причины и источники развития политической культуры, возможности и технологию управления этим развитием;

• особенности формирования и развития политической культуры в современных цивилизационных условиях массового постиндустриального общества;

уметь

• различать подходы к анализу и оценке политических культур;

• использовать возможности политической философии, социологии и психологии в обосновании исследований, разработке и реализации проектной деятельности, реализации культурной, национальной политики;

• использовать различные подходы к анализу проблем политической истории и актуальных проблем политической теории и практики;

владеть

• основным терминологическим аппаратом анализа политической культуры:

• способами сравнительного анализа политических культур, оценки их роли в социально-экономическом развитии;

• способностью формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Основной текст пособия посвящен рассмотрению политической культуры, ее природы и значения, ценностно-нормативных факторов социогенеза и компонентов политической культуры, ее соотношения с социальными институтами и порядками. Анализируются методы изучения политической культуры, типологии политических культур, факторы (механизмы) формирования и развития политической культуры, роль в этих процессах социальных коммуникаций, особенности политической культуры массового информационного общества. Специальное внимание уделяется соотношению политической культуры и личности; национальных, корпоративных деловых культур и политической культуры; роли культуры в формировании и развитии наций. На основе сравнительного анализа выявляется значение политической культуры как ресурса и барьера развития (модернизации) общества.

Рубрикация текста, состоящая из трех разделов и девяти глав, соответствует логике изложения учебного материала и программе учебной дисциплины. Все главы содержат выводы, обобщающие учебный материал по теме, а также дидактический аппарат: рекомендуемую по данной теме литературу и вопросы для контроля и самостоятельной работы, глоссарий используемых терминов.

ОГЛАВЛЕНИЕ данного издания является дополнением и развитием содержания учебника "Политическая философия" (М. : Юрайт, 2014). Поэтому эти два издания рекомендуется использовать в комплексе.

Применяемые определения и формулировки соответствуют общепринятой научной терминологии. Изложение строится от простого к сложному с использованием примеров и сравнений, взятых из политической истории и современной политической практики.

Авторы выражают искреннюю признательность Российской ассоциации политических наук (РАПН). Конгрессы, конференции и симпозиумы, организуемые РАПН и при ее поддержке, всегда отличаются высоким теоретическим уровнем и широкой палитрой обсуждаемых вопросов, что весьма помогло нам дать максимально возможный обзор современных точек зрения, позиций и подходов к осмыслению роли и значения политической культуры в современном обществе.

Без публикаций в таких периодических изданиях, как "Вопросы философии", "Культура и семиозис", "Публичная политика", "Философские науки", "Человек.ru", "Journal of Russian Communication" и других ряд авторских идей, используемых в данном издании, не прошел бы научной апробации.

Авторы также благодарны своим студентам — бакалаврам и магистрантам, принимавшим активное участие в семинарах и коллоквиумах, па которых обсуждались многие идеи, представленные в книге, и проходила ее апробация, что позволило более точно расставить акценты и отработать методические приемы и рекомендации. Особая признательность С. М. Шмелевой, принявшей активное участие в обеспечении учебно-методического формата рукописи.

И наша особая благодарность издательству "Юрайт", давшему нам возможность подготовить и опубликовать данную авторскую работу.