Этика вынесения порицания подчиненному: поддерживающие коммуникации

Еще раз обратим внимание на одну из наиболее психически напряженных ситуаций (причем и для руководителя, и для подчиненного) — ситуацию вынесения порицания.

Поддерживающая коммуникация применяется в случае вынесения порицания подчиненному работнику и сосредотачивается на сохранении позитивных отношений между собеседниками, поскольку направлена не на личность, а на текущую проблему. Она позволяет вам осуществить негативную обратную связь или решать трудные задачи совместно с другим человеком и, как результат, укрепить ваши отношения. В результате такого рода коммуникации работник понимает свою недоработку и осознает свою вину, направляет усилия па исправление ситуации, при этом не меняет позитивного отношения к начальнику и организации, более того, отношение к начальнику может даже улучшиться.

Поддерживающая коммуникация — это сложный системный процесс, который имеет восемь атрибутов. При этом недостаточно владеть отдельными из них и использовать только некоторые. Каждый атрибут обеспечивает лишь одну грань общения, и только их совместное и полное применение позволяет говорить об истинно поддерживающей коммуникации. Это как правила этикета, соблюдение которых обеспечивает ваш имидж приятного и приемлемого человека: недостаточно только уметь правильно держать столовые приборы, нужно уметь ими пользоваться, нужно уметь вести беседу, правильно говорить, достойно реагировать на замечания, правильно одеваться, быть достаточно эрудированным и т.п.

Восемь атрибутов поддерживающей коммуникации.

1. Ориентация на проблему, а не на личность. Фокус на проблемах или результатах, но не на личностях и их характеристиках. Пример: "Как мы сможем решить эту проблему?", но не "Потому что вся проблема в вас самих".

2. Конгруэнтность (созвучие, гармония, совпадение), а не ее отсутствие. Фокус на правдивости сообщений, вербальная (словесная) форма которых адекватна мыслям и чувствам (соответствие слов истинным чувствам и мыслям). Пример: "Ваше поведение меня огорчает", но не "Вам кажется, что я огорчен? Нет, все прекрасно".

3. Описание, а не оценка. Фокус внимания на описании объективных фактов, событий, на описании вашей реакции на них, а также на представлении альтернатив. Пример: "Произошло то-то и то-то; моя реакция такова; предлагается, что наиболее приемлемым будет...", но не "Вы все сделали неправильно".

4. Возвышение, а не унижение. Фокус на тех высказываниях, которые способствуют установлению атмосферы взаимного уважения и сотрудничества, гибкости и выявлению области согласия. Пример: "У меня есть кое-какие идеи, но нет ли у вас каких-либо предложений?", но не "Вы все равно не поймете, так что мы сделаем по-моему".

5. Конкретизация, а не обобщения. Фокус на конкретной ситуации или проблеме, а не на проблемах общего характера. Пример: "За время собрания вы перебили меня трижды", но не "Вы всегда пытаетесь привлечь к себе внимание".

6. Связность, а не бессвязность. Фокус на высказываниях, вытекающих из того, что было сказано ранее, и направленных на установление отношений взаимопомощи. Пример: "Исходя из того, что было сказано вами, я сформулирую другую точку зрения", но не "Я хочу сказать следующее (вне зависимости от того, что вы только что сказали)".

7. Авторство, а не безличность. Фокус на принятии ответственности за свои собственные утверждения путем использования местоимения "Я". Пример: "Я решил отклонить ваше предложение, поскольку...", но не "Идея неплохая, но она должна быть одобрена".

8. Рефлексивное, а не одностороннее слушание. Фокус на проявлении всевозможных адекватных (прежде всего рефлексивных) реакций. Пример: "Как вы полагаете, что может нам помешать?", но не "Как я сказала ранее, вы совершили слишком много ошибок. Так дальше дело не пойдет".

Использование поддерживающей коммуникации позволяет не только обеспечивать требуемую точность передачи сообщений, но и поддерживать и даже укреплять отношения собеседников путем взаимообмена информацией, точками зрения, отношением к проблеме. В результате возникают позитивные межличностные отношения.