Этика управления. Основные заповеди менеджера

Этика управления — это система нравственных норм, которые определяют поведение субъекта управления в любой управленческой ситуации[1], она выступает важнейшим ресурсом эффективного управления.

Этика управления выступает в двух ипостасях.

С одной стороны, она является прикладной этической дисциплиной, активно развивающейся в последнее время, в рамках которой положения теоретической этики и фундаментальные этические проблемы конкретизируются применительно к данному виду профессиональной деятельности. Этика управления, как отмечают специалисты, "трансформирует общие знания норм и принципов морали в гуманитарные (мягкие, неманипулятивные) технологии преобразования нравственной практики"[2]. Причем это не простое знание, а проектно-ориентированное, воплощенное в проектах, этических кодексах, нормах, эталонах, стандартах, экспертных заключениях, этических комитетах и других видах практической деятельности.

С другой стороны, управленческая этика — это не только теория, но и практика управленческой деятельности, те стандарты поведения, которыми руководствуются управляющие в процессе работы. Суть ее, как определяется в учебной литературе, сводится к совокупности правил, которые позволяют выразить уважение коллегам и сотрудникам, способствовать установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу[3].

Обобщая практику управления и опыт наиболее успешных менеджеров, теоретики управления сформулировали основные заповеди менеджера[4]. Остановимся на них подробнее.

1. Личное достоинство каждого работника — неприкосновенно для менеджера.

Гуманист эпохи Возрождения Пико делла Мирандола написал речь "О достоинстве человека", в которой доказывал, что высокое достоинство человека определяет его свободный выбор, не скованный божественным вмешательством: "Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю"[5]. Речь великого гуманиста оказала колоссальное влияние на понимание права на достоинство как неотъемлемое право личности.

Учение о достоинстве человека и его творческой деятельности составляет один из важнейших разделов этики. Как нравственная категория понятие "достоинство" выражает отношение человека к жизни, ее смыслу и ценностям. Знаменитый французский философ, моралист и писатель Люк де Клапье Вовенарг (1715—1747) о достоинстве писал так: "Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство".

Согласно словарю по этике, достоинство — это категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. В психологическом плане достоинство означает уважение и самоуважение человеческой личности, недаром говорят "чувство достоинства". Но слово "достоинство" имеет и другой смысл: ценность, стоимость. Мы говорим о достоинстве денег. Например, банкнота достоинством в 1000 руб. Чувство собственного достоинства означает самооценку человека, т.е. то, что он оценил собственные положительные качества и полагает, что окружающие должны относиться к нему соответствующе.

Когда унижается достоинство человека, то тем самым ему показывают, что качества его личности не имеют ценности, а сам он ничего не стоит, а это болезненно. Недаром английский писатель Джон Голсуорси в романе "Сага о Форсайтах" писал: "Бывают разного рода удары: удар по позвоночнику, по нервам, по совести, но самый сильный и болезненный — удар по чувству собственного достоинства!"

Менеджерам было бы полезно придерживаться рекомендации императрицы Екатерины II: "Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора; отыскивайте истинное достоинство, хоть бы оно было на краю света: по большей части оно скромно и в отдалении"[6], а также не забывать 21-ю статью Конституции РФ, которая устанавливает: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления".

2. Постоянно изучая людей, менеджер должен знать их нужды, интересы, мечты.

Эта заповедь очевидна, только русская пословица говорит о том, чтобы познать человека, надо пуд соли с ним съесть, т.е. требуется длительное время. Как быть в реальной ситуации управления? Менеджер должен обладать, по выражению В. М. Шепеля "человековедческой компетентностью", чему нужно учиться. Для умения разбираться в людях помимо жизненного опыта нужна еще и психологическая грамотность, общая гуманитарная подготовка, знание этики.

Для чего нужно знать своих сотрудников? Разве для успешного руководства недостаточно представлять уровень их профессионализма? Сильные и слабые стороны подчиненных нужно знать не из праздного любопытства, а в интересах дела, чтобы мотивировать, правильно распределить поручения, формировать команды, учитывая совместимость сотрудников. Благодаря этому можно помочь им проявить лучшие личностно-деловые качества и укрепить веру в самих себя.

3. Главное в общении менеджера — завоевать доверие людей.

Древнекитайский мудрец Конфуций поучал: "Управляйте народом с достоинством, и .поди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам"[7].

Морально-психологической основой авторитета руководителя выступает доверие к нему со стороны подчиненных, которое, согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона, определяется как "психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на какое-либо мнение, кажущееся нам авторитетным".

Обратим внимание: доверие — это психическое состояние. В психологии понятие психического состояния используется для условного выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, к которым относятся, например, состояния эйфории, возбуждения, депрессии, воодушевления, утомления, психической напряженности. Психическое состояние — временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное ОГЛАВЛЕНИЕм и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности. В каждом психическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты.

Если сотрудники доверяют руководителю, то он воспринимается как честный, порядочный, знающий, надежный и т.п. Если руководитель не вызывает доверия, то сотрудники приписывают ему такие характеристики, как нечестность, стремление получить одностороннюю выгоду, способность переложить ответственность на других и т.д. Обратимся опять к мудрым мыслям Конфуция, который вопрошал: "Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?" При таком отношении руководитель не сможет мотивировать сотрудников на честный добросовестный труд, воодушевить какой-либо общей целью и т.д.

Отношение к другому человеку характеризуется либо полным доверием, либо отсутствием такового. Как образно выразился римский поэт эпохи Цезаря и Августа, Публиций Сир: "Только один раз теряют жизнь и доверие".

В заключение отметим, доверие подчиненных к руководителю взаимосвязано с доверием самого руководителя к своим подчиненным: руководитель, который не доверяет сотрудникам, не вызывает доверия и у них.

4. Справедливость и совесть в союзе с волей — гарантия порядочности менеджера

Насколько значима справедливость в отношениях между людьми показывает древнегреческая мифология, в которой была богиня, олицетворяющая справедливость, Дике (др.-греч. dike — право, справедливость, правда), дочь Зевса и титаниды Фемиды, последняя из всех божеств покинувшая Землю и вознесшаяся на небо. В древнеиндийской философии существовало учение о "риге" — порядке вещей и незыблемом мировом законе справедливости, который определяет место всему существующему. В древнекитайской философии роль мирового закона и справедливости играет "дао" — естественный текучий порядок вещей.

Понятие справедливости было впервые рассмотрено Аристотелем в работе "Пикомахова этика", где он назвал справедливость совершенной добродетелью.

В разные исторические эпохи понятие справедливости толковалось по-разному. Представления о справедливости менялись, наполняясь конкретным ОГЛАВЛЕНИЕм в соответствии с эпохой, но сохранялось главное — должна быть соразмерность между правами и обязанностями, преступлением и наказанием, воздаянием за добро и зло.

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский считал, что "высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее".

5. Введение в оборот интеллектуального потенциала людей — показатель профессионального мастерства менеджера.

Русский историк и поэт Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) высказал следующую мысль: "Талант великих душ есть узнавать великое в других людях". В таком духе нужно работать с персоналом всем менеджерам и прежде всего административным руководителям: видеть потенциал сотрудников и помогать их профессиональному росту. Умный руководитель не боится конкуренции со стороны подчиненных и способствует раскрытию их талантов, формирует команду, способную реализовать его замыслы. Если руководитель зауряден и не блещет талантами, то каких заместителей он себе подберет?

6. Личный пример непрерывного личностного и профессионального самосовершенствования — свидетельство ресурсной надежности менеджера.

Кладезь мудрости в понимании проблем управления содержится у Конфуция: "Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно управлять государством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей?"

Проблемы личностного роста и профессионального самосовершенствования рассматриваются с психологической и этической точек зрения в работах психолога М. Е. Литвака, главный тезис которого звучит так: "Даже если только хочешь остаться на месте — расти!", что является парафразом известной цитаты из произведения Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес": "Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!"

Личностный рост в ходе продуктивной деятельности представляет собой самоактуализацию, т.е. развитие всех своих способностей. Литвак отмечает, что когда человек не реализует себя в продуктивной деятельности, то начинает удовлетворять чувство собственной значительности ростом "вниз". Стремление к власти, к росту карьерному без соответствующего профессионального, коллекционирование различных званий и наград, стремление обставить кабинет в помпезном стиле и т.д. представляют собой непродуктивный вариант удовлетворения собственной значительности. Чем это закапчивается, показывает пример генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, с его страстью к коллекционированию наград, чем пользовалось окружение для манипуляции им, а сам орденоносец был мишенью для различных анекдотов на эту тему.

Самосовершенствование — закон жизни, который позволяет человеку сохранять продуктивность и быть востребованным долгие годы, что особо актуально для руководителя. Анатолий Васильевич Луначарский (1875— 1933), революционер и первый народный комиссар просвещения советской России, считал, что "всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться".

О роли постоянной учебы в активной деятельности человека и его профессиональном росте писал и великий промышленник Генри Форд: "Каждый, кто перестает учиться, стареет, — не важно, в 20 или 80 лет, — а любой другой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самое главное в жизни — это сохранить мозг молодым". Руководитель, который постоянно занят саморазвитием и самосовершенствованием, всегда служит примером для подчиненных и увеличивает кредит доверия себе. Неустанная работа над собой благоприятно скажется на формировании и развитии качеств руководителя, необходимых для профессионального успеха.