Этика составления профессионального резюме

Резюме и сопроводительное письмо к нему должны быть составлены так, чтобы вызвать цепочку психологических реакций у работодателя: внимание к документам, интерес к содержанию документов, желание узнать о претенденте больше того, что написано в документах, и активность (приглашение на личную встречу по поводу трудоустройства). Чтобы так воздействовать на работодателя, следует спрогнозировать особенности личности, интересы, ожидания и реакцию работодателя. Состав резюме может быть "привязан" к потребностям работодателя, т.е. включать те элементы Вашей трудовой биографии и образования, сочетание которых наиболее привлекательно для данного работодателя.

Полезно разработать резюме, используя факторы привлекательности, такие как:

- учет знаний о личности человека, читающего резюме;

— использование нестандартных, но позитивно воспринимаемых характеристик, например таких, как в тесте "Характеристика";

— учет знаний о потребностях организации (возможно, ей нужен не только профессионал в области экономики, по и референт по экономическим вопросам или делопроизводству либо партер по совместному отдыху: любитель шахмат, туризма и т.п.);

— составить сопроводительное письмо.

Деловое общение посредством визитной карточки

Правила использования визитной карточки основываются на том, что посылка визитной карточки, содержащей короткую запись о причине ее посылки, приравнивается визиту, т.е. личному посещению. Визитные карточки в основном используются в сфере деловой жизни; в этом случае они называются "официальными", содержат реквизиты: фамилия, имя, отчество владельца карточки, его ученое звание, должность, место работы, служебный телефон и адрес его учреждения. Такие визитные карточки вне служебных отношений не используются; для неофициального общения полезно завести отдельные карточки с указанием номера домашнего телефона. По-разному воспринимаются в разных странах визитные карточки, заполненные с обеих сторон: на одной стороне информация на одном языке, а на другой — на другом. Хотя это и экономит деньги владельца карточки (не очень большие), но этичнее иметь несколько видов односторонних визитных карточек, выполненных на разных языках. Обычный размер визитной карточки — 50 х 90 мм.

При возможности визитную карточку следует передавать лично, тогда она обеспечивает представление деловых партнеров, снимает проблему установления статуса и правильного обращения друг к другу. Первым вручает карточку младший по должности, младший по возрасту.

Возвращение визитной карточки после вручения равносильно отказу в приеме пли беседе. Если карточка вручается через секретаря, то даже при отказе в приеме секретарь ее не возвращает, а помещает в картотеку.

Приведем несколько правил общения посредством визитной карточки, принятых в дипломатической среде и в некоторых европейских странах (в России эти правила еще не нашли широкого применения). При посылке визитной карточки па ней в левом нижнем углу ставятся условные знаки — буквы латинского алфавита, являющиеся первыми в соответствующих словах французского языка:

P.F. — поздравление (по любому поводу);

P.R. — выражение благодарности;

P.F.N.A. — поздравление с Новым годом;

P.P. — заочное представление вновь прибывшего лица (вместо личного визита);

P.C. — выражение соболезнования;

Р.P.C. — выражение прощания в связи с окончательным отъездом из страны.

В менее официальных случаях на визитных карточках в зависимости от повода в нижнем поле, обязательно в третьем лице, пишется:

"Поздравляет с национальным праздником"; "Благодарит за внимание" (например, в качестве ответа на присланный сувенир);

"Благодарит за поздравление";

"С наилучшими пожеланиями" (например, при посылке сувенира).

Возможны и другие надписи. Подпись и дату ставить не следует.

Если владелец визитной карточки предполагает использовать ее не только для представления, но и для фиксации причины посылки карточки и выражения отношения к адресату, то нижнее поле следует оставлять свободным, а цвет карточки должен быть таким, чтобы надпись легко читалась.

Еще есть такие правила: если визитка передается лично ее владельцем (приехал, но не застал адресата), ее загибают с правой стороны по всей ширине карточки (в некоторых странах принято загибать правый верхний уголок). Такая карточка должна восприниматься адресатом не как помятая, а как информация о личном пребывании здесь ее владельца. Грубым нарушением дипломатического этикета является передача визитной карточки с загнутым углом не самим владельцем, а курьером или шофером.

Ответ на посылку визитной карточки принято давать также визитной карточкой в течение суток с момента ее получения.

На визитках, посылаемых в одно учреждение в общем конверте сразу нескольким должностным лицам, в верхнем левом углу карандашом пишется фамилия адресата. Секретарь должен раздать визитные карточки согласно указаниям на них.