Введение

Изучение теории и практики образования предполагает рассмотрение педагогических перспектив, обусловленных культурными и этническими различиями и направленных к преодолению возникающих в этой связи конфликтов. Знание подобных перспектив – непременное условие не только для ученых-педагогов, но и для всех работников образования.

Многоэтничность, многоязычие, полицивилизационность общества порождают сложную гамму проблем обучения и воспитания. Возникает необходимость поиска педагогических принципов и координат для смягчения кризиса, вызванного нарастанием столкновения культурных и этнических интересов. Воспитание и обучение предназначены для педагогических решений вопросов сосуществования представителей этносов и культур в пределах общего национально-государственного пространства.

Обучение и воспитание не могут быть иными, как при учете национальных различий и должны включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения.

На карте мира фактически не осталось моноэтнических государств. Повсюду общество делается все более мультикультурным, этнически диверсифицированным. Мир столкнулся с растущим противоречием – между относительно демократическими принципами общественного устройства и несоблюдением прав представителей всех субкультур на приобретение достойного образования. Угли межнациональной напряженности вспыхивают пожарами по всему земному шару. Афроамериканцы и "белые" в США, уйгуры и китайцы в Синьцзяне, осетины и ингуши на Кавказе, евреи и арабы в Израиле, индусы и мусульмане в Индии, албанцы и сербы в Косово, курды и турки в Турции, арабы и французы во Франции, ирландцы и англичане в Северной Ирландии – перечень подобных столкновений можно продолжать и дальше. Этнокультурная риторика используется для политической мобилизации юных экстремистов. Нередки стычки подростков, поделившихся на этнические группы. На улицах орудуют молодежные банды, ослепленные враждой к людям иных культур и национальностей. Террористы, одурманенные ксенофобией, убивают женщин и детей. Не извлекать из этого уроки для системы образования означает закрывать глаза на растущую и близкую опасность социального взрыва.

Закрытость этнических общин, конфликты на национальной почве – следствие сложного комплекса социальных факторов. Один из заметных среди них – пренебрежение факторами поликультурности и полиэтничности при воспитании и обучении в многонациональном сообществе.

Возможны разные взаимоисключающие судьбы живущих совместно пародов: либо ведущие этносы, подобно бульдозеру, раздавят самобытную культуру и образованность малых этносов, либо произойдет непредсказуемый по последствиям межнациональный конфликт, либо наладится конструктивный диалог, где заметную роль играют воспитание и обучение.

В современном мире образование происходит при межкультурном взаимодействии больших и малых этносов. Этот процесс наряду с развитием общенациональной культуры обогащает как доминирующие, так и малые культуры. Подобная тенденция предполагает сопряжение через воспитание и обучение культурных ценностей всех участников межкультурного диалога, создание общего культурного национального пространства, где каждый человек обретает социальный и этнический статут, определяет принадлежность к тем или иным языкам и субкультурам.

Двадцатое столетие прошло под знаком возрастания кризиса идей и практики культурно-образовательной дискриминации и ассимиляции этнических групп. Цивилизация третьего тысячелетия должна строить взаимоотношения этносов в пределах многонациональных сообществ и систем образования на принципах интеграции, взаимодействия. Но и сегодня не везде и не всегда соблюдаются культурно-образовательные права этнокультурных групп. Воспитание и обучение в этих обстоятельствах выглядят важной гарантией сохранения выработанных всеми культурами гуманных ценностей человечества.

Для мировой цивилизации и отдельных государств учет многокультурности и полиэтничности становится педагогическим приоритетом. Его соблюдение служит существенным условием демократизации общественной жизни, воспитания и обучения. Понятно, что условия эффективного образования в значительной мере находятся вне собственно педагогических усилий и зависят в огромной мере от воздействия социальных и политических институтов. Разумеется, главные рычаги смягчения противостояний этнокультур следует искать прежде всего в политических, экономических и социальных реформах. Однако особую и незаменимую роль в преодолении подобных конфликтов играют воспитание и обучение. Между Сциллой и Харибдой межэтнической розни не пройти без систематического образования подрастающих поколений на основе диалога этнокультур. Тем самым образование оказывается мощным инструментом создания благоприятного демократического и гуманного социального климата, заметной предпосылкой выхода из кризиса межнациональных отношений, гармонизации контактов представителей различных цивилизационных типов и культур. Педагогика и образование предназначены быть условием демократизации воспитания и обучения, приобщения к многообразию языков и культур, общенациональной и мировой культуре через понимание особенностей отдельных этносов, истории человеческой цивилизации, на основе диалога обладающих особыми достоинствами и ценностями макро- и субкультур.

Все это касается и нашей страны. Педагогическая деятельность должна придавать россиянам силы в укреплении целостного и одновременно культурно многообразного гражданского общества, такая деятельность созвучна национальной идее консолидации граждан Российской Федерации.

В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики в воспитании и обучении. Эра глобализации обострила проблему соблюдения баланса между национальными культурно-образовательными традициями и образованием универсального характера. В условиях глобализации современного мира педагогика и образование должны поддерживать этнокультурное многообразие, быть инструментом развития субкультур, включения их ценностей в общенациональную практику воспитания и обучения и тем самым решать насущные проблемы педагогики и школьной политики.

Демократизация воспитания и обучения не может быть достигнута без учета того, что современные государства являются чрезвычайно "пестрыми" в этническом и культурном отношении. В них издавна совместно проживают различные этносы, и формируются новые субкультурные группы. Необходимость бесконфликтного сосуществования национальных общин порождает потребность организации соответствующего воспитания и обучения в качестве важного социального и педагогического принципа.

Образование не может быть вне осмысления национальных (этнических) различий. Такое образование соответствует пониманию педагогики, основанной на идеях вариативности, диверсификации, вследствие чего открывается перспектива многозначного по целям и содержанию воспитания и обучения, означающих обеспечение необходимого минимума равенства и максимальный учет различий в школах и студенческих аудиториях многоэтнического общества. Для решения возникающих при этом образовательных проблем требуются усилия многих отраслей педагогической науки: методологии, школоведения, теории воспитания, дидактики, сравнительной педагогики, истории педагогики и пр. Должны быть задействованы науки, смежные с педагогическим знанием: философия, культурология, психология, социология и т.д. Аккумулировать достижения этих наук предначертано теории и практике поликультурного образования.

В мире нарастает понимание того, что одной из объективных потребностей преодоления кризиса является государственная политика мультикультурного образования, создание в пределах полиэтнических социумов целостного образовательного пространства. Педагогическая политика в условиях этнического многообразия должна содействовать подготовке подрастающих поколений к реальной действительности. Такая политика может способствовать тому, чтобы воспитание и обучение исполняли посредническую миссию между субкультурами. От государства в огромной степени зависят результаты образования, которое может оказать содействие развитию национального самосознания и привитию уважения ко всем культурам либо, напротив, поощрять ксенофобию и агрессивный национализм.

Воспитание подрастающего поколения в духе понимания и принятия иных культур, готовности к межэтническому диалогу стимулируется политикой влиятельных мировых и европейских международных организаций. Это отражено в официальных основополагающих документах. Так, в Докладе международной комиссии по образованию ЮНЕСКО провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы "с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам"[1]. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей[2].

Педагогика, образовательная политика в свете идей поликультурности в различных регионах и государствах характеризуется как общими, так и особенными подходами. Одними из первых государств, признавших в начале 1970-х гг. правомерность мультикультурного образования, были США, Канада и Австралия. Соответствующие действия стали ответом на резкий приток иммигрантов, потребность укрепления федеративного устройства. Эти страны придерживаются политики мультикультурного образования во имя преодоления кризиса межэтнических отношений, обеспечения национального единства, достижения общественной стабильности. В Канаде подобная политика призвана подкрепить диалог франкоговорящей провинции Квебек и англоязычных территорий Запада, учесть интересы остальных этнических групп и иммигрантов. На Зеленом континенте такой курс означает отказ от идеи консервации еврокультуры "белой" Австралии, стремления решать проблемы адаптации иммигрантов из Азии и Ближнего Востока.

Во многих крупных развитых странах курс педагогики и образования в соответствии с запросами многонационального социума рассматривается как довольно отдаленная перспектива. В то же время немало государств, где политические лидеры и партии признают неотложность осуществления педагогических принципов мультикультурализма, планируют как нетерпящее отлагательств взаимодействие через воспитание и обучение этнокультурных групп. Подобная политическая стратегия декларируется в Российской Федерации, Австралии, США, Канаде, ЮАР, Западной Европе, других государствах. Такая политика означает проведение официального курса в сфере воспитания и обучения с учетом прав и интересов различных субкультурных групп населения.

Вместе с тем в ряде стран принципы поликультурной педагогической политики принимаются со значительными оговорками. Подобная сдержанность объясняется тем, что в такой политике видят угрозу целостности нации, подрыв национальных образовательных стандартов. Так, в Евросоюзе в противовес мультикультурному образованию провозглашается стратегия кросскультурализма. Между ними есть заметные отличия. В первом случае делается акцент на максимально равноправном диалоге культур независимо от того, доминирует ли одна из них или все они обладают равным статусом. Кросс-культурное образование означает, по сути, что ценности малых этнокультур играют роль несущественного дополнения к базовому обучению и воспитанию, построенных на традициях доминирующей культуры.

Необходимость реализации принципов поликультурного образования стоит как перед ведущими индустриальными державами Запада и Востока, так и перед новыми многонациональными государствами "третьего мира". Эти страны получили от бывших метрополий неоднозначное наследие: с одной стороны, достижения культуры и образования западного типа, с другой стороны, расовую стратификацию, агрессивный национализм в сфере образования. Поликультурное образование выглядит важным способом преодоления негативных издержек подобного наследия. Оно – знаковое явление постколониальной эпохи, вызванное к жизни изменениями в духе поликультурализма. Такое образование отвергает имперский подход, навязывавший идеалы и ценности доминирующих наций, расовую дискриминацию при воспитании и обучении, поощряет культурно-образовательные запросы различных этнических групп.

Возникшие на постсоветском пространстве республики также поставлены перед обостряющейся необходимостью педагогических решений полиэтничности и поликультурности. В этих государствах при определении отношения к проблеме воспитания и обучения в многонациональном социуме обозначились два диаметрально различных подхода. Первый подпитывается всплеском национализма. Правящие элиты некоторых новых государств ближнего зарубежья придерживаются дискриминационного курса в сфере образования для тех групп населения, которые оказались национальными меньшинствами. Другой подход исходит из стремлений учета культурно-образовательных интересов всех составляющих население этносов.

Поликультурность человека отнюдь не генетического происхождения. Она социально детерминирована и должна быть воспитана. Между тем ученые, преподаватели нередко замалчивают такие "неудобные вопросы", как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Подобные болезненные проблемы освещаются по преимуществу в общественно-политических изданиях. Несмотря на верные призывы к воспитанию в духе поликультурности, соответствующие идеи не всегда и не везде внедряются в практику учебных заведений.

Масштабы целенаправленной педагогической деятельности в духе поликультурности в разных странах и регионах существенно различаются. Значительное внимание уделяется такой деятельности в учебных заведениях Австралии, Канады, США. Проблемы соответствующего образования специфически решаются в ведущих государствах Западной Европы. Активизировались усилия по поликультурному образованию в России.

В России воспитание и обучение, учитывающие факторы поликультурности и полиэтничности, пока не стали приоритетом образования и педагогики. Учебные заведения слабо ориентируются на диалог этнокультур. В этих условиях особую ценность для отечественных учебных заведений приобретает внедрение, творческое использование мировых позитивных идей, традиций и опыта поликультурной педагогики.

Изменения воспитания и обучения в мире в духе поликультурности и полиэтничности стали особенно заметными в последние 50 лет. Если в начале XX в. ответом на этнодиверсификацию школы и общества была ассимиляция национальных меньшинств, то начиная со второй половины прошлого столетия на первый план выдвинуты задачи воспитания межнациональной терпимости и взаимопонимания. В 1960-х гг. в мировом образовании формулируются педагогические требования, исходящие из признания ценности и учета культурного многообразия. С 1970-х гг. разрабатываются специальные программы поликультурного образования: иммигрантов, коренных этнических и расовых меньшинств. Эпизодические педагогические мероприятия в многонациональных учебных заведениях с информацией о быте и жизни малых этнокультурных групп сменяются систематической педагогической деятельностью, направленной против расизма и национальных предрассудков, на восприятие истории, традиций, духовных ценностей как доминирующих, так и малых культур. При отказе государства участвовать в такой деятельности практическое осуществление соответствующего образования берут на себя этнические меньшинства.

Основными направлениями поликультурного образования являются: педагогическая компенсирующая поддержка представителей различных этнокультурных групп; билингвальное обучение; педагогические меры против этноцентризма. Такие направления отражаются в учебных программах, специальном обучении в первую очередь в многонациональных учебных заведениях.

Многонациональная общеобразовательная школа остается главным местом приложения идей мультикультурализма. Кроме того, поликультурное образование отчасти практикуется в стенах дошкольных учреждений, в системе высшего образования. Оно также осуществляется и в пределах непрерывного образования: средствами массовой информации, в культурно-просветительских центрах, общественных объединениях, при самовоспитании, в семье, религиозных учреждениях. Так, церковные храмы зачастую становятся местом диалога различных этнических общин, очагом поддержки идентичности этнокультурных групп прихожан.