Лекция 3. ЭТИКА GR И ЛОББИЗМА

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

• определение базовых понятий, касающихся этики, морали и нравственности;

уметь

• выделять особенности этики лоббизма и government relations как вида профессиональной этики;

• диагностировать проблемы при реализации этических норм;

владеть

• знаниями, касающимися этических кодексов в области GR и лоббизма.

Этика, мораль и нравственность: определение базовых понятий

В русском языке сосуществуют три слова, имеющих схожую этимологию и в силу этого регулярно используемых как синонимы: этика (древнегреч. ήθος – нрав, обычай), мораль (лат. mores – поведение) и нравственность. Вместе с тем у специалистов-этиков, традиционно относимых к философам, принято разводить эти понятия. Приведем лишь один подход, различающий "нравственность как практику межсубъектных отношений, мораль как отражение этих взаимоотношений в сознании субъектов и этику как науку..."[1] В таком случае этика лоббизма и GR – наука "об умении (или неумении) человека жить, считаясь с интересами окружающих"[2], в сфере профессиональной деятельности лоббиста и GR-спсциалиста.

В настоящее время мы имеем огромный (правда, в основном накопленный в США) эмпирический материал, собранный многочисленными комиссиями и советами по этике[3], а также немалое количество исследований (вновь в абсолютном большинстве американских), посвященных нравственно-ценностному аспекту данных видов деятельности[4]. Кроме того, для науки необходим развитый понятийный аппарат, наличие собственной методологии, нацеленность на разработку практических рекомендаций и другие признаки, которые в рассматриваемой сфере знания присутствуют лишь в зачаточном состоянии. Такая ситуация объясняется, вероятно, тремя обстоятельствами: во-первых, проблематичным статусом самой этики как науки, во-вторых, недостаточной развитостью профессиональной деятельности в сфере лоббизма и GR в большинстве стран и повсеместно слабой разработанностью понятийного аппарата этой сферы, в-третьих, распространенной недооценкой важности этики и даже фактическим сопротивлением ее институционализации со стороны отдельных лиц и целых групп. Третье и отчасти второе обстоятельства относятся не к состоянию кабинетных исследований, а к живой реальности, без изменения которой невозможно достичь прогресса и в собственно научной сфере. Таким образом, возвращаемся к вопросу о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимоопределении этики, морали и нравственности.

Их указанное теоретическое различение должно подчеркивать моменты перехода от одного явления к другому. Каждому представляется самоочевидной связь между его представлением о должном (мораль) и его поведением (нравственность). Даже поверхностное размышление демонстрирует, что эта связь вовсе неоднозначна, и человек далеко не всегда ведет себя так, как считает должным, взаимозависимость морали и нравственности дана каждому из нас в его повседневном опыте. Переход от морали, в том числе общественной морали, к этике и обратно опосредован сложнее. В частности, мы сталкиваемся на практике с таким состоянием общественного сознания, когда определенные правила поведения формулируются вполне осознанно и конкретно, аргументируются и институционализируются путем закрепления в специальных документах. Это состояние морали нередко называют этикой, в частности, именно в подобных контекстах говорят о профессиональной этике. Воспользуемся таким расширительным ее пониманием.