Этика как система

По ряду признаков в поведении человека и на основе других доступных данных мы обычно пытаемся сделать вывод о нравственной основе личности человека, определить ее одним словом, например принять, что он, по-видимому, эпикуреец, гедонист, стоик, эстет, прагматик, эгоист, альтруист, потребитель, аскет, циник и т.д. Это определение позволит нам привлечь информацию о человеке подобного типа нравственности и сделать прогноз относительно его поведения, реакции на те или иные наши предложения, поступки, относительно развития отношений с ним и методов воздействия на него. Однако это краткое "всеобъемлющее" определение не даст полной картины этики человека и не позволит прогнозировать его поведение с достаточно высокой степенью вероятности и во всех ситуациях. Этика — необъятное, до конца не познаваемое, сложное, живое системное явление. Классические, идеальные представления о добре и зле, благе, справедливости, счастье, ценностях, моральных качествах, моральных принципах в сознании индивидуума трансформируются в причудливую, уникальную, открытую (подверженную влиянию внешней среды и оказывающую влияние на среду) и подверженную влиянию многочисленных внутренних факторов систему. Понять ее сущность и необходимость глубокого научного исследования, которое должно предшествовать выводам и прогнозам, помогают системный и ситуативный подходы, отражающие методологию научного познания.

Система (от греч.целое, составленное из частей; соединений) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Выделяют материальные и абстрактные системы. Первые разделяются на системы неорганической природы (физические, геологические, химические и др.) и живые системы (простейшие биологические системы, организмы, популяции, виды, экосистемы); особый класс материальных живых систем социальные системы (от простейших социальных объединений до социально-экономической структуры общества). Абстрактные системы — понятия, гипотезы, теории, научные знания о системах, лингвистические (языковые), формализованные, логические системы и др. В современной науке исследования систем разного рода проводятся в рамках системного подхода, различных специальных теорий систем, в кибернетике, системотехнике, системном анализе и т.д.

Этическая система — множество понятий, категорий, теорий и норм поведения, образующих единство моральных оценочно-регулятивных требований, ожиданий относительно поведения субъектов и объектов в различных обстоятельствах. Встречаются такие понятия, как религиозные этические системы, этические системы древних, средневековых мыслителей, этическая система Аристотеля, Платона, Н. Бердяева и т.п. Мы будем рассматривать этические системы организаций, различных групп, личности.

Синергия, синергический эффект (от греч.вместе действующий) — возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта, эмерджентности.

Эмерджентностъ, эмерджентные свойства — в теории управления это свойства целостности системы, т.е. такие, которые не присущи составляющим ее элементам, рассматриваемым отдельно, вне системы. В качестве эмерджентных свойств рассматривается, например, способность государства осуществлять крупные научно-технические программы, непосильные для других хозяйствующих субъектов, как бы много их ни было. Следовательно, это эффект организации, который является результатом возникновения между элементами синергических связей.

Системный подход — направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, экономике, управлении и др.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Система — это совокупность элементов, взаимосвязанных между собой таким образом, что возникают определенная целостность, единство и новые свойства. Системный подход основан на здравом смысле и на том, что системами является буквально все, что нас окружает, и мы сами в том числе, при этом познание закономерностей в действиях или свойствах систем для прогнозирования их поведения — исключительно сложный и трудоемкий процесс, не всегда дающий однозначный результат.

Системный подход в сочетании с ситуативным подходом, который можно рассматривать как проявление такого свойства систем, как связь со средой, является методологией познания, а также методикой дисциплинирования, организации мышления и процесса познания.

Чтобы понять явление, объект как систему, нужно исследовать их в таких направлениях: что это за система (природа, среда, группы, в которые она входит), каковы смысл ее существования, цели развития, каковы ее элементы, свойства, история возникновения и развития, какова ситуация, каковы взаимосвязи, отношения (коммуникации) в системе между элементами и системы с субъектами внешней среды, какие процессы в ней протекают, чем и как обеспечивается ее существование и развитие, как все это вместе и по отдельности влияет на поведение системы. Мысль исследователя должна постоянно возвращаться к этим областям, не упускать из виду ни одну из них, уточнять модели по мере проведения исследования. Исследуя деятельность системы, следует определять ее цели, мотивы, ресурсы (средства), процессы, результаты.

Итак, систему характеризуют: среда, элементы, отношения (характер отношений, структура), свойства системы и элементов, обеспечение, процессы, история, филогенез, онтогенез, факторы формирования, существования, деятельности, развития. Для исследования и познания системы применяются методы моделирования.

Применение системного подхода предполагает наличие эрудиции, обширных знаний в области отечественных и зарубежных систем данного вида, рода, типа. Должны быть осмыслены основания для принятия иных систем в качестве аналогов исследуемой системы, степень совпадения и совпадающие, особенно системообразующие, моменты, элементы, аспекты.

Среда исследуется с помощью методов соответствующих паук, которые определяются в зависимости от подхода к пониманию среды, ее элементов и сторон проявления, причем в случае необходимости гипотетической особой значимости того или иного фактора, субъекта среды к нему необходим системный подход.

Элементы, при необходимости, также могут восприниматься как системы и исследоваться на основе системного подхода. Свойства элементов и их обеспечение также являются объектами исследования, поскольку от них зависят свойства и поведение системы.

Отношения между элементами системы, системы и среды требуют выявления их сущности, специфики, значимости для системы, динамики и тенденций в развитии.

Сущность системы раскрывается также в процессе исследования ее свойств и видов обеспечения жизнедеятельности и развития.

Обычно в качестве общих свойств, присущих живым системам, называют:

— целостность;

— неаддитивность;

— структурность;

— иерархичность;

— автономность;

— адаптивность;

— взаимосвязь со средой (открытая система);

— уникальность;

— множество описаний (моделей);

— динамичность;

— инертность.