Этика как регулятор поведения

Поведение — совокупность поступков, совершаемых в относительно продолжительный период в постоянных или меняющихся условиях. Поведение охватывает все поступки целиком и позволяет дать им моральную оценку независимо от таких локальных показателей, как намерения, побуждения и т.д., т.е. поведение дает больше оснований для нравственной оценки человека, чем поступок, мотив, средство, цель, поскольку поведение — это система, это относительно устойчивое явление. К. Маркс считал, что поведение — единственный объективный показатель нравственного облика человека, его моральных качеств, в том числе мотивов. Оценка поведения должна осуществляться на основе анализа как минимум всех характеристик деятельности, но лучше, если будут учтены и доступные для рассмотрения факторы внешней среды, включая групповое влияние, особенности личности и ситуации.

Поведение (англ. behavior, behaviour) — извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой и внутреннего состояния организма и личности.

Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей, включая цели личностного и социального характера.

Источником поведения являются потребности живого существа. Поведение осуществляется как единство психических -побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существ) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

Поведение человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности.

На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин "поведение" обозначает также действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, например, о высоконравственном, преступном и легкомысленном поведении. Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения".

Поступок — клеточка деятельности, действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств. В структуру поступка включается еще и самооценка человеком поступка и его отношение к оценке поступка окружающими.

Действие (в психологии) (англ. action, performance) — произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т.е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели.

Исходя только из определений поведения, можно назвать несколько факторов, влияющих на поведение:

— время;

— постоянные или меняющиеся условия;

— отдельные поступки и их совокупность;

— моральная оценка;

— намерения;

- побуждения и другие аспекты направленности личности;

— деятельность и ее элементы: мотивы, средства, цели, процесс, потребность, ситуация, в том числе социальная.

Оценка поведения осуществляется с разных точек зрения на основе анализа деятельности и факторов внешней среды (в частности, таких как группа (социум), ситуация), а также на основе анализа внутренней среды — личности, организма.

Объект демонстрации поведения — окружающая среда, естественная и социальная, а также собственная психика (например, совесть).

Рассмотрим регуляторы поведения человека в организации, занимающейся бизнесом, подробнее. На работника организации, представляющего собой уникальное единство профессиональных и личностных качеств, воздействуют многообразные регуляторы его поведения, а поскольку он включен в систему многочисленных групп, постольку и регуляторов его поведения много. Многие из этих регуляторов носят отпечаток контекстуальность, т.е. отражают специфику конкретного, данного предприятия и всего, что связано с ним. В теории менеджмента традиционно выделяют следующие группы регуляторов поведения работников организации: правовые, административные, экономические, социальные, психологические.

Напомним, какие группы регуляторов поведения в организациях можно выделить как регулирующие поведение факторы:

- административные — уставные документы, документы по личному состав)', приказы, распоряжения, положения, инструкции, регламенты, организационный статус работника;

— экономические — материальное вознаграждение, денежные стимулы;

- организационно-трудовые, определяемые технологическим процессом, особенностями разделения и кооперации труда, используемыми предметами и средствами труда, ОГЛАВЛЕНИЕм труда, организацией и условиями труда;

- социокультурные — организационная культура и ее элементы: традиции, обычаи, правила этикета, кодексы поведения, нормы и правила деловой этики;

- регуляторы внешней среды — государственные законы, общественные правила поведения, семейные традиции, группы интересов, в том числе деловые партнеры;

- внутриличностные (психологические) регуляторы — мораль (нравственность), личностная система этики, направленность, включая мотивы, интересы, желания, идеалы, мировоззрение, установки, ценности, отношение к труду и другим факторам качества трудовой жизни и т.п.

- социальные — социально-психологический климат, социальная роль, социальный статус, групповые нормы и правила формальных и неформальных групп.

Итак, в поведении, в том числе деловом, приняты некие нормы, определяющие (с позиций оценщиков) степень соответствия реального поведения этим нормам. Субъектами установления норм могут быть и являются как отдельные личности, так и социумы всех видов.

Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) — это: ") средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений. В таком смысле это понятие употребляется в исследованиях, проводимых с применением методов теории вероятностей и математической статистики; 2) норма социальная — общепризнанное правило, образец поведения или действия. С помощью социальных норм обеспечивается упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные нормы могут быть универсальными, относящимися в равной мере к каждому индивиду в данном обществе, и частными, относящимися, например, к определенной сфере профессиональной деятельности или же регулирующими действия индивида, занимающего данную статусную позицию или выполняющего данную социальную роль. Масштаб действия социальных норм определяется рамками признающей их группы или организации и способом институциализации.

Обычно социальные нормы выступают в качестве элементов нормативных систем; наиболее важными системами нормативной регуляции являются мораль и право.

Социальные нормы различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, выраженные явно или латентные), по степени обобщенности (конкретные образцы определенного действия или общие принципы деятельности), универсальности действия (специфические привилегии или общезначимые права и обязанности); в них могут выражаться как позитивные (предписания), так и негативные (запреты) характеристики действия.

Необходимое условие действенности социальных норм — их обоснованность с точки зрения соответствия их принятым в данном обществе ценностям и идеалам, по отношению к которым нормы выполняют подчиненную, инструментальную функцию. Следование социальным нормам обеспечивается двояко: путем их интернализации (т.е. превращение внешних требований во внутреннюю потребность, привычку), происходящей в процессе социализации индивида (при этом соблюдение норм становится для него внутренней потребностью, привычкой), либо за счет институциализации, включения в структуру общества и социального контроля, т.е. применения различных санкций к тем, чье поведение отклоняется от принятых норм".

Функции этики

В настоящее время признается, что функции этики многообразны и основные из них следующие:

1) регулятивная — этика регулирует поведение людей, позволяет привести его в соответствие с требованиями морали, определяет нормативы поведения, поступков, деятельности субъектов и позволяет давать им моральную оценку;

2) ценностно-ориентирующая — знание основных этических норм и правил ориентирует человека в мире окружающих его духовных ценностей и позволяет оценивать явления мира с позиций норм морали;

3) познавательная (гносеологическая) — благодаря этике человек познает нравственную ценность явлений, поступков, поведения, деятельности;

4) воспитательная — этика формирует важнейший элемент сознания моральное сознание, воспитывает, способствует усвоению, интернализации нравственных норм, привычек, обычаев, нравов, признанных социумом образцов поведения;

5) оценочная — благодаря этике человек в состоянии оценивать с позиций этических категорий, критериев, принципов поведение, поступки, деятельность личности и социума, способы и методы освоения человеком действительности;

6) мотивационная — категории, убеждения, принципы морального характера включены в состав оценочных факторов при формировании мотива в сознании человека. Этика позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации;

7) коммуникативная — этика и этикет выступают как фактор восприятия людей в процессе общения, распознавания ряда особенностей общающихся сторон, служит объектом передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей;

8) личностно и социально формирующая функция этики заключается в том, что этика активно участвует в формировании ряда личностных характеристик (в частности, направленности) и качеств социума, выступает как стимулирующий или ограничивающий фактор. Нравственные категории, критерии, принципы являются факторами, рассматриваемыми личностью в процессе установления и следования ведущей потребности, желанию, интересу, мотиву, идеалу, убеждению, установке, ценностной ориентации, служат формированию мировоззрения в целом.