Этика Гегеля

Немецкую классическую философию завершает своим творчеством Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770– 1831) – универсальный мыслитель, создавший, возможно, самую значительную, последовательную и вместе с тем сложную систему рационального знания. Свою этику он изложил в итоговом произведении "Философия права" (1821). Как и два других представителя данного направления, Гегель также признавал себя последователем Канта. Тем нс менее он был первым, кто подверг взгляды своего предшественника последовательной и сокрушительной критике.

Гегель не только развивает идею Шеллинга об историческом становлении морали, но и разворачивает ее в широкую систему. Он полагает, что воля человечества к всеобщему благоденствию (объективный дух) проходит через три стадии: правоморальнравственность. Попутно заметим, что Гегель стал едва ли не единственным крупным философом, обосновавшим различие между моралью и нравственностью. В этом ему помог сам немецкий язык, где существуют разные понятия – die Moral и die Sittlichkeit. На стадии права воля определяется внешним источником, т.е. законом государства. На уровне морали ею руководит собственный автономный закон. На последнем этапе – нравственности – воля отдельного человека согласуется с волей окружающих его людей.

Исследуя сущность морали, Гегель в ее ключевых определениях следует за Кантом. Он выделяет три важнейших составляющих морального поступка. Первая формулируется как "умысел и вина". Здесь автор имеет в виду, что поступок становится результатом нашего свободного решения, и поэтому за его последствия мы несем ответственность. При этом Гегель замечает, что отнюдь не все находится в нашей власти: мы не можем знать или справиться со всеми обстоятельствами, сопутствующими нашему действию. И здесь философ вносит серьезное дополнение к утверждению Канта: автономная воля существенно ограничена обстоятельствами. Кроме того, она не в состоянии предсказать отдаленные последствия своих поступков, поэтому мы ответственны только за ближайшие. Вторая составляющая – это намерение и благо. Как мы помним, по Канту, моральность поступка определяет не только его самостоятельность, но и мотив. Разумеется, как люди мы имеем частные интересы и намерения, но как моральные существа мы должны их преодолеть ради блага других людей. Наконец, третий элемент обозначается Гегелем как "добро и совесть". Добро – это и есть кантовская идея бескорыстной морали, согласно которой человек начинает действовать только ради уважения к закону. Соответственно, добро проявляется как долг, и Гегель не жалеет ярких красок для его восхваления, называя добро "реализованной свободой, абсолютно конечной целью мира". Но ради чего существует добро? Как мы помним, Кант не ответил на этот вопрос, считая, что моральную волю не должен определять ни один мотив, кроме самого долга. На это Гегель замечает, что подобный взгляд заводит нас в порочный круг: человек должен быть моральным только из уважения к долгу.

Но самое главное: откуда мы знаем, что именно составляет наш долг? Кант требовал проверить принцип нашего поступка на всеобщность: могу ли я желать, чтобы он стал нормой всеобщего поведения? Гегель отвечает, что для Канта формальная непротиворечивость дороже положительного содержания. По сути, принцип долга оставляет выбор поступка на откуп совести. Совесть, с точки зрения философа, это умонастроение, продиктованное желанием поступать морально. Но при этом человек, решающий, какие поступки соответствуют долгу, остается наедине с собой. Он погружен в полное одиночество, поскольку спросить у кого-то совета означает нарушить собственную автономию. Одиночество совести, с одной стороны, возвышенно, поскольку личность желает опереться на собственный разум, но с другой – у нее нет падежного мерила для различия добра и зла, и поэтому автономия может легко превратиться в произвол.

Таким образом, Гегель выдвигает, по крайней мере, три весомых аргумента против кантианской морали долга. Во-первых, формализм не дает точного ответа, что мы должны делать и к чему стремиться. Во-вторых, опора на совесть приводит человека к растерянности перед выбором жизненных целей. Наконец, допустим, что автономная воля будет бескорыстно и героически стараться выполнить свой долг. Но что она сможет изменить в мире? Скорее всего один человек не сумеет преодолеть даже самых незначительных обстоятельств, и его воля исполнить долг так и останется нереализованным желанием. Получается, что автономная воля бессильна. Она может питать только ложную иллюзию относительно собственной свободы. В реальности ее свобода ограничивается собственными, крайне скудными возможностями.

Однако следует заметить, что Гегель отнюдь не склонен полностью отвергать точку зрения Канта. Он просто уверен, что человек, желая стать моральным и свободным, имеет право опираться на более существенное основание, чем свои собственные силы. Это основание он находит в обществе. В мире подобных себе моральная воля освобождается от бремени одиночества и может достичь своих целей в сообществе с такими же разумными существами. Только в обществе личность обретет подлинную свободу. Она будет достигнута на последней стадии развития объективного духа – нравственности.

В ней автор также выделяет три стадии: семья, гражданское общество и государство. Семья – это основа естественной морали, где человек получает первичные представления о добре и зле. На уровне гражданского общества личность становится индивидуальностью и приобретает навыки защищать свои частные интересы в сообществе других людей. При этом Гегель нс склонен идеализировать гражданское общество. Он трактует его как царство эгоистических целей, где царят вечные конфликты. Для их улаживания создаются институты государственной власти. Тем не менее, вращаясь в обществе, человек осознает, что его частное благо непосредственно зависит от общественного. Только в государстве все индивидуальные цели могут быть сгенерированы в общее благо, а свобода закрепляется не одними моральными предписаниями, по также правовыми установлениями. Государство позволяет человеку развить собственную индивидуальность и снять все препятствия на пути к осознанию себя разумной, свободной и ответственной личностью.

Этика Гегеля включает кантовское индивидуальное моральное сознание в более широкий социальный контекст. Можно сказать, что таким образом для личности, стремящейся к моральности, был открыт другой человек. Впоследствии рассуждения Гегеля об общественной стороне нравственности лягут в основу современной социальной этики, где добродетели будут приписываться не только людям, но также и социальным институтам. Следует заметить, что Гегель сумел рационально объяснить не только индивидуальную жизнь человека, отношения между людьми, но и стремился нарисовать проект идеального общества. Иными словами, в философии Гегеля моральный рационализм достигает своей вершины.