Лекция IV. ЭТИКА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

После изучения Главы 16 бакалавр должен:

знать:

• предмет этики как науки о морали, соотношение морали и нравственности;

• основные противоречия морали в экономической сфере жизнедеятельности общества;

• особенности профессиональной этики делового общения, ее основные понятия и принципы;

• этические ценности делового общения;

• моральный кодекс делового человека;

уметь:

• определять этичность действий в деловых отношениях;

• придерживаться норм нравственности в деловых отношениях;

владеть:

• знаниями в области базовых этических ценностей делового общения.

Деловое общение, как и всякий вид деятельности, регулируется согласованной и внутренне сбалансированной системой морально-этических принципов, правил и норм. Вместе с тем само занятие деятельностью, носящей экономический характер, далеко не однозначно с позиций нравственности. Здесь можно привести широко известное высказывание английского мыслителя середины XIX в. Т. Дж. Даннинга, цитируемое К. Марксом в первом томе "Капитала": "...Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы...".

Вместе с тем деловая активность необходима для успешного развития экономических отношений всего государства, как отмечал отечественный философ С. Н. Булгаков: "Остается незыблемым, что христианство освободило и реабилитировало всякий труд, особенно хозяйственный, и оно вложило в него новую душу. В нем родился новый хозяйственный человек, с новой мотивацией труда. Эта мотивация носит в себе черты соединения мироотреченности и мироприятия в этике хозяйственного аскетизма, причем именно это соединение противоположностей в напряженности своей и дает наибольшую энергию аскетического, религиозного и мотивированного труда. Этот свободный аскетический труд есть та духовно-хозяйственная сила, которою утвержден фундамент всей европейской культуры".

Приведенные противоречащие друг другу высказывания показывают необходимость раскрытия духовно-нравственных проблем делового общения.

Этика как наука о морали

Этика и ее предмет. Мораль и нравственность

Эффективность делового общения в немалой степени обусловливается отношением человека к труду, уровнем его профессиональной подготовки, пониманием личной ответственности, умением держать свое слово. Именно этика определяет сущность таких понятий, как честь, достоинство, справедливость, порядочность, обязательность, а также то, что связано с внутренней жизнью личности: чувство стыда за совершенный скверный поступок, осознание собственной вины, раскаяние. Вместе с тем она выявляет и негативные моральные качества личности, такие как алчность, корыстолюбие, стремление к наживе любой ценой, разгильдяйство, легкомыслие и беспечность, лень и нежелание жить своим трудом. Сегодня мораль и нравственность выступают мощным ресурсом развития российского общества, в том числе и его экономики. Так, по словам известного российского ученого, академика О. Т. Богомолова: "как бы совершенны пи были законы и государственные институты, устанавливающие рыночные правила и следящие за их соблюдением, нужны еще и нравственные устои и принципы, которых придерживаются участники рынка. Только тогда можно надеяться, что он станет цивилизованным и будет способствовать процветанию страны".

Этика является важнейшим элементом человеческой культуры. Изучение этики закладывает основы интеллигентности человека, воспитывает благородство и добропорядочность, формирует гражданскую личность. Именно этика занимается вопросами, связанными с внутренним миром человека. Ведь каждый человек задумывается над тем, как надо поступать в той или иной ситуации, что есть добро и зло, где честь и бесчестье, что такое справедливость, в чем смысл жизни. Может возникнуть вопрос: какое этика имеет отношение к деловому общению? Ответ на него очевиден: деловое общение является сердцевиной экономической, финансовой и бизнес-деятельности предприятий, организаций, отраслей и страны в целом. Но чего стоит деловое общение без ее главного действующего лица – человека, который способен создавать морально окрашенные материальные и духовные ценности.

Этика (от др.-греч. ήθος – изначально "гнездо", позже "обычай") – философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность: их принципы, развитие, нормы и роль в обществе.

Аристотель образовал прилагательное "этический" для обозначения человеческих качеств характера, назвав их этическими добродетелями (добро, честность, щедрость), а науку, изучающую их, – этикой. Греческому слову "этос" соответствовало латинское слово "mos", от которого Цицерон образовал прилагательное "moralis" (относящееся к нравам), а затем возникло и слово "moralitas" – мораль. Таким образом, изначально термины "этика" и "мораль" в смысловом значении совпадали.

Помимо слова "мораль" часто употребляется слово "нравственность". Одни авторы рассматривают эти слова как синонимы, выражающие одно понятие. Другие истолковывают мораль как сугубо духовное явление: или как форму общественного сознания, или как субъективные переживания, оценки, замыслы совершаемых человеком поступков. Под нравственностью же понимаются практические действия, поступки и их последствия с точки зрения их духовной моральной оценки.

Мораль (нравственность) включает в себя три компонента: моральное сознание, моральные отношения, моральную деятельность. В реальной жизни все компоненты находятся во взаимопроникновении и взаимодействии. Наиболее предметно мораль человека проявляется в его поведении, поступках, где конкретно реализуются его моральное сознание и отношения. Кроме того, нравственная деятельность не существует в "чистом виде", а "растворена" в экономической, политической, правовой и других видах человеческой деятельности, выступая как их неотъемлемая сторона.

Из такого понимания морали вытекают два важных вывода. Первый – в оценке нравственных качеств человека важен учет не только его морального сознания, представления о добре, зле, долге и т.д., но и его реального поведения, поступков. Второй – формировать высокие моральные качества людей можно и нужно, используя все виды человеческих отношений, всю совокупность видов и форм деятельности.