Этика деловых коммуникаций в учении Конфуция

Конфуций (в литературе часто именуемый Кун-цзы – учитель Кун) был одним из первых, кто сформулировал в отрицательной форме категорический императив поведения, имеющий универсальное значение и применимый в том числе и в деловых коммуникациях: "Не делай другим того, чего не пожелаешь себе"[1]. Положительная форма этой классической формулировки дана И. Кантом. У Конфуция содержится большое количество изречений, посвященных этики именно делового общения. Прежде всего они относятся к принципам поведения между руководителем и подчиненным и раскрытию тех норм и принципов общения, которые делают его наиболее эффективным и действенным с этической точки зрения. Приведем некоторые из них, весьма достойные того, чтобы над ними поразмышлять[2].

• Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.

• Когда правитель любит справедливость, никто не осмелится быть непослушным, когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным.

• Благоговейно относись к делу и честно поступай с другими.

• Слушаю слова людей и смотрю на их действия.

• Держать два конца, по использовать середину.

• Благородный муж, когда руководит людьми, то использует таланты каждого, малый человек, когда руководит людьми, то требует от них универсалий.

• Вести сражаться необученных людей, значит бросать их.

• Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии: у малых же людей гармонии не может быть и при согласии.

• Когда не говорите с тем, с кем можно говорить, то упускаете таланты; когда же говорите с тем, с кем говорить нельзя, то тратите слова напрасно. Но умный никого не упускает и не тратит слов напрасно.

• Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: говорить, когда не время говорить, – это опрометчивость; не говорить, когда настало время говорить, – это скрытость; и говорить, не замечая его мимики, – это слепота.

• Благородный муж... когда глядит, то думает, ясно ли он увидел; а слышит – думает, верно ли услышал; он думает, ласково ли выражение его лица, почтительны ль его манеры, искренна ли его речь, благоговейно ли отношение к делу; при сомнении думает о том, чтоб посоветоваться; когда же гневается, думает об отрицательных последствиях; и перед тем, как что-то обрести, думает о справедливости.

• Тот будет человечен, кто сможет воплотить повсюду в Поднебесной пять достоинств... Почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброта. Почтительность не навлекает унижений, великодушие покоряет всех, правдивость вызывает у людей доверие, сметливость позволяет достигать успеха, а доброта дает возможность повелевать людьми

• Если для людей, которых заставили трудиться, выбирать посильный труд, то у кого из них возникает злоба?

• Казнить тех, кого не наставляли, значит быть жестоким; требовать исполнения, не предупредив заранее, значит проявлять насилие; медлить с приказом и при этом добиваться срочности, значит наносить ущерб; и в любом случае скупиться при выдаче, оделяя чем-либо людей, значит поступать казенно.

• Не зная ритуала, не сможешь утвердиться.

• Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?

Изречения великого философа, касающиеся этических норм общения, не потеряли актуальности и в наши дни. Следование им, несомненно, окажет большую помощь в установлении эффективного взаимодействия и поможет избежать многих ошибок и барьеров в деловых коммуникациях. На самом деле, разве может потерять актуальность "путь золотой середины", – путь компромисса, который проповедовал учитель Кун, утверждая необходимость: "Держать два конца, но использовать середину"? Не менее актуально звучит сегодня и его афоризм: "Слушаю слова людей и смотрю на их действия", выражающий необходимость соблюдения единства слова и дела, необходимость проверять слово делом. Можно ли не согласиться с мнением мыслителя о том, что в деловом общении каждый должен соответствовать своему статусу и учитывать статус другого и т.д.