Этика бизнес-консультанта

Первая заповедь консультанта: "Не выдай коммерческую тайну клиента своего". Консультант но корпоративному обучению — это профессия, и как у любой профессии, у нее есть своя этика. Это означает следующие выводы-правила для работы консультанта:

1) необходимо соблюдать конфиденциальность компаний- клиентов и не выдавать даже сам факт проведения проектов. Для этого, например, важно понимать, что консультанту нельзя даже просто обсуждать проекты в транспорте — "у стен есть уши";

2) нельзя раскрывать персональные данные респондентов — ни в презентации, ни в беседах с менеджерами;

3) в рамках обучения можно оценивать только уровень компетенций, а не личности.

Помимо правил консультанта, важно также отметить и его общую культуру. Сюда мы отнесем культуру деловой переписки (отвечать но делу, не позднее чем в течение трех дней), пунктуальность, дресс-код (деловой стиль).

Самый важный момент этики консультанта — это его умение принимать решение о том, браться ли за проект. Этот, на первый взгляд, странный вопрос должен задавать себе каждый консультант. Дело в том, что, помимо интересных и перспективных проектов, бывают также и сомнительные.

В числе сомнительных проектов: 1) проекты, эффективность которых очевидна лишь владельцу, в то время как ваш опыт подсказывает обратное; 2) "это не лечится обучением", например запрос на обучение продавцов при плохо выстроенной системе мотивации; 3) вы не уверены, что сможете качественно реализовать проект своими силами или возглавить его; 4) "или в следующем году не дадут денег", пример проекта под конец финансового года, когда забюджетированные деньги зачастую тратятся только ради того, чтобы и в следующем сезоне их получить.

Кроме того, большие сомнения вызывают консультационные проекты по проведению исследований. Как выразился Нил Рэкхем: "Если клиенты просят вас провести исследование, цель которого — доказать их правоту, проблемы возникнут обязательно" [1].

Для чего важно не принимать подобные предложения? Для репутации. Репутация консультанта — это его цена на рынке. И если посмотреть стратегически, браться за такие проекты — плохая идея, ведь в будущем консультанта оценивают прежде всего но его результатам, хотя искушение побороть очень тяжело.

На этом мы завершаем наш краткий экскурс в мир консалтинга в области корпоративного обучения и желаем начинающим консультантам терпения и интересных проектов!

Подведем итоги. В современном мире бизнеса, когда мода на тренинги сменилась поиском решений, создающих конкурентное преимущество для компании, консалтинг в области корпоративного обучения сохраняет свою актуальность. Но меняется ОГЛАВЛЕНИЕ консалтинга. За последние годы появились новые виды решений, значительно расширилась библиотека приемов и методов, в основном благодаря слиянию дидактики и информационных технологий. Это слияние выражается в развитии игрового обучения и мощных систем дистанционного обучения, дизайна и когнитивной графики. С появлением мобильных интеллектуальных устройств появились решения для обучения "в движении", например мобильные обучающие приложения, мобильные тьюторы и обучающие игры на платформах современных планшетов и смартфонов. Кстати, популярность электронных систем обучения связана еще и с большей экономической рентабельностью.

Стоит отметить, что обучение рассматривается и с точки зрения философии возврата инвестиций, и как конкурентное преимущество. Конечно, сохраняется и имиджевая составляющая — обучающая компания привлекательно выглядит на рынке груда.

В данной главе мы рассмотрели процесс консультирования организации по корпоративному обучению на основе семи этапов консультирования. Отметили некоторые важные элементы этого процесса, которые касаются исследования, разработки решения и его реализации.

Учитывая тенденции в современном корпоративном обучении, можно сказать, что новое поколение консультантов ждет довольно увлекательный мир возможностей для самореализации. Но для этого необходимо строго определить для себя, на каком типе решений будет сконцентрирована экспертиза. Консультанты-универсалы постепенно передают эстафету консультантам-специалистам, которые в совершенстве владеют определенной группой решений. Это связано с тем, что набор компетенций для тренера-консультанта и для консультанта по дистанционному обучению сильно различается, хотя и тренинг, и дистанционное обучение принадлежат к единой отрасли корпоративного обучения. Крайне трудно сочетать в единственном лице все необходимые компетенции. К примеру, специалисту в области дистанционного обучения в гораздо большей степени требуются навыки проектирования дизайна информационных систем, а тренеру - навыки управления групповыми процессами. Часто эти две группы навыков просто не могут принадлежать одному человеку из-за некоторой антагоничиости их психологической природы. Однако общая последовательность действий консультанта сохраняется независимо от того, какого типа решение будет реализовано.

В заключении отметим, что психологи довольно успешно справляются с консалтингом по корпоративному обучению. Это связано с тем, что фундаментальные процессы усвоения знаний и формирования навыков подробно описаны именно в психологической теории, а методы исследования заимствованы из арсенала методологии психологического исследования. Но к этой фундаментальной основе необходимо добавить многое из сферы менеджмента, несмотря на сложность определения самого термина "управление" [2]. Такие темы, как технологии планирования, управления проектом и пр., психологи берут из менеджмента, а в некоторых случаях — и из сферы информационных технологий и управления разработкой программного обеспечения.

На пересечении этих областей работает консультант но корпоративному обучению. Отметим, что консультант крайне редко работает самостоятельно. Как правило, за масштабные и дорогостоящие проекты берется проектная команда консультантов, каждый из которых — уникальный эксперт в тех или иных решениях.