Этическое оправдание и порицание богатства и собственности бизнесмена

Почему богатых людей надо этически оправдывать? В чем их вина? Дело в том, что любое конкурентное равновесие, сулящее высокие доходы успешным бизнесменам, является оптимумом по Парето, т.е. состоянием дел, когда невозможно улучшить чье-либо положение, не ухудшая положения кого- либо другого ("никому нельзя... сделать лучше без того, чтобы кому-то другому стало хуже"). "Состояние общества может быть оптимальным по Парето, но при этом одни могут находиться в крайней нищете, а другие – купаться в роскоши, поскольку нищета одних не может быть смягчена без снижения уровня роскоши богатых. От оптимальности по Парето – как от “духа Цезаря” – веет “преисподней”[1]. Выходит, богатство не может быть праведным.

Проблема этического оправдания богатства интересовала общество с древних времен. Наука о хозяйстве, исследовавшая меновые отношения и проблему обогащения, была названа Аристотелем "хрематистикой", или "искусством наживать состояние", где "никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами... Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности". Эти отношения рассматривались как "неизбежное зло" и подвергались осуждению[2]. В современном мире единственным этическим оправданием обогащения является удовлетворение компанией потребностей заинтересованных групп общества. Означает ли это, что богатый бизнесмен этически оправдан обществом, если его богатство принесло всем пользу? С социальной точки зрения – да, но есть еще и духовно-нравственный взгляд на проблему обогащения, согласно которому богатство пагубно отражается на духовности человека, порождает "среболюбие", скупость и корыстолюбие. Частная собственность и происходящее из нее богатство не определяют человеческого достоинства. Однако они предоставляют ее обладателю шанс – нравственно обязывающее право, которое подвигает каждого собственника к творческому использованию всех возможностей частной собственности, поскольку этически порицается "тяга к самодовлению и самосильности", "противообщественное пользование собственности (эксплуатация, потогонный труд, ростовщичество и шикана – (злоупотребление своим правом. – Примеч. авт. Н. Р.))"[3] ее обладателем. Следовательно, "богатство есть духовное испытание, [причем] для всех: для богатых оно щедрость... а остальным необходимо научиться духовно переносить неравенство". "Имущественное неравенство преодолевается не переделом богатств, а освобождением души от зависти... искусством довольствоваться... помышлением... о тех, кто “беднее меня”". Возможность поощряющего влияния частной собственности на успешность и почетность честного труда[4].

Проблема сочетания частной собственности с "социальным" настроением души: свободное хозяйство с организованной братской справедливостью. "Чувствовать и действовать “социально” – ...это значит оберегать слабых, нуждающихся, больных и беспомощных, связывать благополучие целого с благоденствием личности и, наконец, будить и поощрять во всех слоях народа качественные, творческие силы человеческого инстинкта и духа"[5].

Самое сильное этическое оправдание обладателя частной собственности – благотворение. В этом случае иметь частную собственность и проистекающую из нее хозяйственную самостоятельность есть великое благо. "Частная собственность как бы “зовет” человека к трудовому и созидающему “инвестированию”, и этот “зов” должен быть обставлен реальными и прочными гарантиями, ибо настоящее “инвестирование” возможно только там, где трудящийся уверен в ограждении своего права, где к вечному риску, идущему от стихии и от природы, не присоединяется риск общественно-политический"[6].

Итак, этический взгляд на преуспевающего бизнесмена может быть как оправдывающим, так и порицающим в зависимости от источника происхождения его богатства, отношения к нему самого бизнесмена, направлений использования накопленного капитала, отношения бизнесмена к малоимущим, характера личного потребления (табл. 20.3).

Таблица 20.3

Сравнительные характеристики этически оправданного и порицаемого богатств[7]

Сравнительная характеристика

Этически оправданное (позитивное) богатство

Этически порицаемое (негативное) богатство

Источник происхождения

Собственный труд, неординарные организаторские способности, талант, честный бизнес, наследство, дар, найденный клад

Незаконный бизнес, преступность, налоговое лобби, насильственное или лицемерное перераспределение доходов других людей в свою пользу

Отношение к богатству

Бережливое, хозяйское, рассудительное, рачительное, деятельное, уважительное

Расточительное или скупое, бесхозяйственное, бездумное, необязывающее, потребительское, кичливое

I Управления использования

Развитие бизнеса, инновации, благотворительность

Роскошное благополучие, личная безопасность, сбережение в банке

Отношение к малоимущим

Ответственное, сострадательное, извинительное, осознаваемое регулярную помощь как долг

Безответственное, пренебрежительное, снобистское, ограничивающееся разовыми подачками напоказ

Личное потребление

Умеренное, рациональное, полезное, качественное, скромное

Неограниченное, импульсивное, безрассудное, дорогое, экстравагантное

Деловой мир оберегается от сребролюбия и других греховных опасностей с помощью этических ограничений, предлагаемых для использования в системах управления. Интересно предложение Стивена Кови. Он сформулировал его в виде семи смертных грехов бизнесмена, таких как:

• богатство без труда – получение чего-то за ничто, с помощью манипулирования рынками и собственностью, людьми и вещами;

• удовольствия без совести – эгоистическое устремление к удовлетворению личных потребностей сочетается с непринятием на себя социальной ответственности за причинение кому-то вреда;

• знания без характера – интеллектуальное развитие без сопутствующего воспитания характера. Такой грех делает бизнесмена подобным "гоночной машине, за рулем которой сидит одуревший от наркотиков подросток";

• бизнес без морали – деловые отношения, в которых нет взаимного дружеского уважения, духа доброжелательности, служения, вклада. Золотое правило бизнеса – обоюдная победа, общая выгода, справедливость всех заинтересованных сторон;

• наука без человечности – это образно "высокая лестница без ступенек, приставленная не к той стене". Такая наука представляет собой систему знаний и технологий, не обремененных пониманием высших человеческих ценностей, которым призваны служить ученые, заказчики, разработчики и пользователи знаний;

• религия без жертвенности – соблюдение обрядности и создание видимости внешней религиозности. Отличительным знаком внутренней религиозности является смирение. Влияние руководителя, который жертвует своей гордостью и делится властью, многократно умножается;

• политика без принципов – создание делового имиджа с помощью политтехнологий[8].

Самостоятельная работа

1. Сформулируйте но пять видов пользы и вреда, которые может принести богатство его обладателю.

2. Сформулируйте по пять оснований этического оправдания и порицания преуспевающего бизнесмена.