Этические подходы

Большинство этических проблем возникают в связи с противоречиями между нуждами отдельного человека и организации или организации и социума.

Лидеры, сталкивающиеся с такими проблемами, вынуждены делать сложный этический выбор. Принимая решения, они часто исходят из общих норм и ценностей. В нормативной этике существует четыре основных подхода: утилитаристский (прагматический), индивидуалистический, морально-правовой и юридический.

Утилитаристский подход – этическая концепция, в рамках которой считается, что моральное поведение – это такое, которое приносит наибольшее благо для максимального количества людей.

Индивидуалистический подход – этическая концепция, в соответствии с которой действия индивида можно расценивать как моральные, если они соответствуют его самым важным долгосрочным интересам, приводящим в конечном счете к росту его благополучия.

Морально-правовой подход – этическая концепция, в соответствии с которой морально-правильным решением является такое, которое наилучшим образом соблюдает права людей, подвергающихся его воздействию.

В рамках морально-правового подхода предполагается, что человек обладает основными правами и свободами, которые не могут быть отобраны в результате индивидуального решения.

Юридический подход – этическая концепция, позволяющая нравственные решения основывать на нормах равноправия, честности и беспристрастности.

Этические проблемы лежат в плоскости морали, связаны с различиями в понимании причин и побудительных мотивов поступков, с различиями в моральных ценностях, используемых в качестве мерила "хорошо-плохо", "правильно-неправильно", с разным уровнем развития морали индивидов, с соответствием поведения нормам морали, принятым в обществе, группе, трудовом коллективе, ожидаемых обществом.

Поскольку этические нормы не фиксируются в форме сводов или ряда правил, зачастую возникают разногласия относительно того, что можно считать приемлемым с этической точки зрения.

Мораль (нравственность) (от лат. moralis – касающийся нравов) – англ, morals. 1. Социальный институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих функции социального контроля и регулирования социальных отношений в той или иной социальной группе, обществе. 2. Совокупность потребностей, установок индивида поступать в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о добре и зле. 3. В историческом материализме – одна из форм обществ, сознания[1].

Этика (от греч. ethos – нрав, привычка; англ, ethic)

1. Учение о морали, ее сущности, структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни. 2. Система норм нравственного поведения индивида, предписываемых ему общественным или профессиональным статусом, а также какого-либо класса, социальной или профессиональной группы в целом[2]. Это система норм нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом.

Личностная этика – продукт социализации, принятия принципов различного уровня норм и правил правильного и неправильного поведения и его оценки. Можно выделить такие уровни этики.

1. Общечеловеческие этические нормы – признаются большей частью цивилизованного человечества, восходят к древности, отражают общее в многовековом опыте человеческого общения, близки к общим религиозным заповедям ведущих мировых религий (некоторые из заповедей Моисея, Христа, Мухаммеда, Будды). Общечеловеческим достоянием в области этики являются учения философов мировой величины – от древних греков до наших дней.

2. Теономная этика – этические нормы и правила религиозных учений, от очень строгих, подробно расписывающих поведение своих приверженцев (иудаизм) до достаточно "либеральных" (протестантизм). Еще раз вспомним здесь "золотое правило общения", сформулированное Иисусом Христом, которое определяет необходимость оценки результата своего деяния хотя бы с позиции собственной личности: как бы я оценил поступок, если бы его совершили по отношению ко мне? Из ответа на этот вопрос может последовать несовершение действия по отношению к другому, если такой поступок по отношению к себе воспринимался бы как негативный. Из этого же правила следует и необходимость включения механизма эмпатии ("вживание" в состояние партнера, восприятие ситуации его органами чувств) для правильного восприятия и понимания человека.

3. Идеологическая этика – нормы и правила, определяемые правящей группой, элитой, отражающие особенности общественно-экономической формации, капиталистической или социалистической основой общества.

4. Национальная этика – нормы и правила, входящие в структуру менталитета нации и фиксирующие те отличия в поведении, которые выделяют данную нацию среди других ("Поучения Владимира Мономаха", "Домострой").

5. Профессиональная этика – включает особые требования общения, предъявляемые к носителям той или иной

профессии, принадлежность к которой подразумевает влияние на существование других людей. Управленческая этика рассматривается как разновидность профессиональной.

6. Региональная, местная этика – включает особые нормы поведения представителей данной местности (экономность, хлебосольство, отношение к юмору).

7. Корпоративная, организационная этика – включает нормы поведения, принятые в данной организации.

8. Групповая этика – нормы поведения в коллективе, группе, включая семью. Особую заботу общества представляет этика поведения в социальных группах с девиантным поведением, субкультура таких групп.

9. Индивидуальная этика – личностная система норм и правил поведения и оценки поступков, формирующаяся в процессе онтогенеза (индивидуального развития) и социализации человека.

Человек как корабль в море этики: в процессе социализации (жизни) он встречается в разных ситуациях и институтах с разными типами этики и этикой разных уровней. Его сознание формирует собственную систему, индивидуальную этику.

Влияние различных видов этических норм и правил на человека и общность происходит одновременно, а личность находится в состоянии постоянного нравственного выбора между нормами разных групп и уровней, и в выборе нравственных императивов проявляется нравственная зрелость личности, свобода выбора и индивидуальность.

Критерии, показатели нравственной оценки поведения, приводимые разными мыслителями, различны. К примеру, сформулированный И. Кантом нравственный закон гласит: поступай только согласно такой максиме (закону), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать)[3]. Следовательно, по И. Канту, поведение нравственно, если мотивировано уважением к нравственному закону (категорический императив) и свободно от внеморальных побуждений – себялюбия, стремления к личному счастью, социально-престижных моментов.

Нравственная составляющая личности – это квинтэссенция души человека, определяющая и смысл, и цели его существования, и способы достижения целей, и стиль жизни, и отношение к себе и другим. Нравственность является тем ключевым фактором, который способен определить весь потенциал, всю личность как положительную или как отрицательную. И хотя эго крайние позиции континуума, на котором имеется место для массы полутонов, превалирование положительного или отрицательного в оценке окружающих влияет на роль личности, перспективы, те же цели и средства их достижения.