ВВЕДЕНИЕ

Любая деятельность, выполняемая человеком и человеческим сообществом, основывается на "трех китах" – организации, управлении и администрировании. На уровне отдельной личности, в отношениях "Я – Я", они имеют приставку "само" – самоорганизация, самоуправление и самоадминистрирование. В сообществах, начиная с первичного уровня (организация, предприятие, учреждение) и заканчивая государством, имеются руководители (менеджеры), призванные организовывать, управлять и администрировать. И от того, как они это делают – профессионально или любительски, – во многом зависят результаты функционирования сообществ.

В СССР после окончания Гражданской войны (октябрь 1922 г.) проблемы организации, управления и администрирования (в меньшей мере) специалисты рассматривали в рамках НОТ (научной организации труда).

Знаменитыми учеными и деятелями НОТ того времени были Алексей Капитонович Гастев (1882–1941) и Платон Михайлович Керженцев (1881–1940). К сожалению, обоих репрессировали как "проводников буржуазной лженауки".

А. К. Гастев бессменно возглавлял созданный в Москве Центральный институт труда (ЦИТ). Научные труды Гастева, особенно "Трудовые установки" (1924) и "Как надо работать" (1972 ), стали классическими.

Π. М. Керженцев написал около 80 книг, часть из них переведена на английский, голландский, немецкий, французский, польский и чешский языки. Особой популярностью пользовались его работы по НОТ и самоорганизации "Принципы организации", "Борьба за время", "Памятка организатора" и "Организуй самого себя!".

В 20–30-х гг. XX в. издавались журналы, содержащие информационный, методический и инструктивный материал по проблемам организации, управления и администрирования.

Всего с 1923 по 1937 г. по вопросам НОТ выходило 20 журналов, среди них: "Хозяйство и управление" (1925– 1927) – журнал ЦКК ВКН (б); "Техника управления" (1925–1930) – журнал Государственного института техники управления; "За рационализацию" (1928–1930) – журнал НК РКИ СССР; "Время" (1923–1925) – журнал Лиги НОТ "Время"; "Система и организация"; "Предприятие" и пр.

Была создана сеть научно-исследовательских учреждений по изучению организационно-управленческих проблем. В середине 20-х гг. насчитывалось 58 учреждений по НОТ, в том числе в Москве – 18, а в Ленинграде – 8.

С середины 30-х гг. по причине "очищения нового строя от буржуазных влияний" эти учреждения стали закрываться и выпуск журналов стал прекращаться. И только в начале 70-х гг. началось возрождение организационно-управленческой мысли, так как официоз понял, что без научного подхода к проблемам организации и управления, а также организационно-управленческой подготовки кадров невозможно обеспечить дальнейший рост эффективности народного хозяйства.

Понятие "администрирование" в нашей стране в те годы рассматривалось преимущественно в отрицательном смысле – как проявление коммунистического чванства (комчванства), руководящей спеси, фельдфебельства, самодурства, стиля "Я – начальник, а вы никто и ничто". В начале 90-х гг., когда в России появились первые учебные программы MBA (Master of Business Administration, или Мастер делового администрирования), данное понятие устойчиво стало использоваться и в положительном смысле, т.е. как проявление руководящей деловитости или делового стиля управления.

Ведущим источником формирования и развития организационно-управленческого мастерства на всех уровнях управления – от первичного до общегосударственного – была и остается практика. Согласно малоизученным "законам гениальности" она способствует появлению талантливых организаторов, самобытных управленцев и самородков-администраторов. По оценкам экспертов, их удельный вес в любой сфере управления составляет 3–5% от общей численности и, следовательно, не является "критической массой". Поэтому результаты работы любой социально-экономической системы во многом зависят от обычных, но профессиональных организаторов, управленцев и администраторов, способных превращать цели, задачи в необходимые результаты.

Следует иметь в виду, что организационному, управленческому и административному мастерству или искусству невозможно научить в аудитории. Для этого, прежде всего, нужно начать заниматься практической деятельностью. И далее, для достижения профессионального или высокопрофессионального уровня руководителя (менеджера) придется учиться, т.е. постоянно повышать квалификацию с отрывом или без отрыва от основной деятельности.

Данный учебник не является универсальным средством, дающим ответы на все теоретические и практические вопросы. Он в большей мере ориентирован на "обучение обучению", т.е. не на получение в готовом, окончательном и одновариантном виде ответов по соответствующим проблемам, а на приобретение навыков самообучения, позволяющих самому/самой добывать необходимую информацию, анализировать проблемы и находить варианты их решения.

И в этом отношении следует подчеркнуть огромную значимость как в жизни, так и в профессиональной деятельности самых разнообразных и эффективных средств самоорганизации, самоуправления и самоадминистрирования.