Этические нормы рассмотрения обращений граждан

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающий порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, содержит следующую норму:

"Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение".

Сейчас следует ориентироваться на сроки ответа, диктуемые нормами делового общения: деловые отношения требуют быстрой реакции на предложения партнера, клиента, следует экономить время и затраты друг друга, не надеяться на почту, отвечать оперативно, с помощью тех же средств связи, по которым пришло предложение, запрос, заказ (на телеграмму — телеграммой, на факс — факсом, на радиограмму — радиограммой, па телефонограмму — телефонограммой). Если необходимо время на осмысление предложения, следует вежливо ответить (сразу), что предложение заинтересовало, изучается и ответ будет дан в такие-то сроки.

Во многих крупных организациях устанавливаются собственные типовые сроки исполнения документов, обязательные для должностных лиц и подчиненных подразделений (не противоречащие срокам, установленным федеральными документами). Благодаря таким типовым срокам делопроизводитель или секретарь, разбирающий и регистрирующий документы, может те из них, исполнитель которых очевиден и без резолюции руководителя, направлять сразу этому исполнителю, установив типовой срок исполнения в качестве контрольного. Конечно, такая процедура должна осуществляться по приказу руководителя, дающему секретарю такие полномочия, либо в соответствии с утвержденной руководителем "Инструкцией по делопроизводству".

В этом случае скорость информационно-документационного обеспечения управления повышается, отсюда повышается и оперативность принятия решений, а руководитель освобождается от массы рутинной работы, связанной с наложением резолюций на документы, исполнители которых очевидны.

Документы по личному составу

Документы по личному составу организации позволяют определить ваш трудовой путь, трудовой стаж, необходимый при начислении пенсии, определить условия, при которых вы "пролаете" свой труд. За неправильное ведение деловой документации, особенно по персоналу предприятия, руководители предприятия могут быть привлечены к административной ответственности.

На каждого работника предприятия ведется личное дело. Состав личного дела обычно таков:

— внутренняя опись документов дела;

— личное заявление о приеме на работу (и об увольнении);

— трудовой договор;

— личный листок по учету кадров (анкета);

— заявления сотрудника о перемещениях;

— представления руководства при перемещениях, выдвижениях, зачислениях в резерв;

— аттестационные листы;

— дополнения к личному листку по учету кадров (дополнение к анкете);

— автобиография;

— копии документов об образовании;

— характеристики или рекомендательные письма;

— выписки (копии) из документов о присвоении почетных званий, ученых степеней, награждении государственными наградами;

— копии наградных листов;

— карточки учета поощрений и взысканий;

— фотографии;

— результаты медицинского обследования;

— карточка формы № Т-2;

копии приказов о назначении на должность, о перемещениях и увольнении.

Согласно Федеральному закону от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" личные дела работников относятся к архивным документам и должны находиться на временном хранении в организации в течение 75 лет, после чего по акту направляться на постоянное хранение в органы Росархива.

Личные дела работников хранятся как документы, доступ к которым ограничен, в металлическом шкафу или сейфе с кодовым замком. Шкаф (сейф) должен опечатываться.

Этика составления и ведения трудовой книжки, этого важнейшего для регистрации трудового пути человека и начисления ему пенсии документа, состоит в точном исполнении "Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. № 225.

Персональные данные людей должны тщательно охраняться и защищаться в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных". Этот закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.