Этические нормы менеджмента

Современная этическая концепция, расширяя рамки делового прагматизма, усматривает роль этики в бизнесе и управленческой деятельности не только в том, что она может быть средством максимализации и оптимизации производства и предпринимательства, но и в том, что она регламентирует эту деятельность, направляя, стимулируя или ограничивая ее с учетом не только собственных интересов, но и интересов других людей.

Эта регулятивная функция этики проявляется в самых разных типах деловых отношений и выступает в форме моральной ответственности, ОГЛАВЛЕНИЕ которой определяется видом и спецификой той или иной профессиональной деятельности, в рамках которой ведутся деловые отношения. Следовательно, моральную ответственность как основу деловой этики целесообразно рассматривать в контексте конкретной профессиональной этики.

С кем вынужден "строить отношения" бизнесмен, начав свое дело? С кем он сталкивается, "утрясая" юридические, финансовые, деловые и другие проблемы по ходу становления и развития бизнеса? Кто те люди, организации, структуры, которые "проверяют" его личные и деловые качества на психологическую прочность и "культуру"?

Западные специалисты деловой этики считают, что в нормальных рыночных условиях бизнесмен чаще всего встречается в психологическом и "культурном" поединке со следующими структурами, которые так или иначе входят в предпринимательскую среду: потребитель, конкурент, банк, партнеры, официальные структуры, общественное мнение, средства массовой информации и др. Роль и степень значимости каждого из перечисленных факторов меняется в зависимости от конкретной ситуации. Каждый из указанных факторов требует своего особого похода и нуждается в тщательном изучении перед его "освоением".

Мы будем рассматривать прежде всего нормы и принципы этики деловых отношений, которые как раз выступают именно средством оптимизации этих отношений и повышения их эффективности. Причем, мы не будем делать различий между сферами ее применения в бизнесе, на промышленном предприятии, в посреднической фирме, в сфере услуг, здравоохранения или образования - речь пойдет об этике управления, делового общения и установления служебных отношений в любой из этих сфер.

Любая сфера человеческой деятельности базируется на двух "китах": профессионализме и отношении к делу, т.е. этическом поведении работника.

Разумеется, в каждой профессии существует своя мера востребованных моральных качеств, действуют свои критерии нравственности.

Э. Фромм, отдавая должное "личным качествам" человека, на первое место ставил профессионализм. Он писал: "Наша экономическая система не могла бы эффективно функционировать, если бы люди не обладали высокими профессиональными качествами, а были бы наделены только приятными личными свойствами. Даже умение подойти к больному и прекрасно оборудованный офис на Парк-авеню не принесут успеха нью-йоркскому доктору, если у него не будет хотя бы необходимого минимума профессиональных знаний и навыков. Без умения печатать не удержалась бы даже самая привлекательная секретарша".

Иной, почти противоположной точки зрения придерживался другой американец - Карнеги. Он, например, считал, что "успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми".

Как видим, несмотря на расхождение в оценке значимости профессионализма и этических основ в производственной деятельности человека, два знаменитых американца сходятся в одном: и профессиональные навыки, и этика необходимы и составляют основу любой профессии.

Что касается предпринимательства, то ведущие фирмы США, Японии, Западной Европы тратят миллионы долларов па обучение хорошим манерам, умению общаться с людьми, понимая, что эти колоссальные суммы в конечном итоге вкладываются в процветание компании, инвестируются в будущее, в успех дела.

Действительно, что же такое "настоящий", "честный" бизнесмен, какими качествами он обладает, что определяет его моральный портрет, на чем зиждется его нравственность и нужна ли ему вообще?

Здесь вполне уместно сослаться на опыт широко известного в мире предпринимателя, одного из основателей американского, а точнее, и мирового автомобилестроения Генри Форда I, который придавал нравственной стороне дела существенное значение. Он писал по этому поводу: "Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благополучие добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с этого естественного пути".

Данное высказывание, видимо, будет уместным взять за основу при изучении механизма взаимоотношений этики, психологии, этикета и определения их роли в цивилизованном деловом общении.

Опыт развитых промышленных стран свидетельствует, что честность, порядочность, уважение к партнеру необходимы предпринимателю так же, как инициатива, изобретательность, трудолюбие. Предпринимательство, лишенное упорного труда, интеллекта, этических принципов превращается в "черный бизнес", становится инструментом лжи, обмана и, в конечном счете, ведет к дестабилизации, разложению нс только людей, причастных к этому бизнесу, но и всего общества.

Необходимо подчеркнуть, что именно американские предприниматели раньше других по-настоящему задумались о потенциальном значении нравственного поведения, соблюдения "правил игры" на повышение или понижение эффективности бизнеса.

Весьма примечателен в этом отношении рассказ известного американского менеджера Ли Якокка. Описывая в книге "Карьера менеджера" поведение одного из богатейших предпринимателей Америки Генри Форда II, он решительно осуждает его за алчность, невыдержанность, нечестность в отношении других людей. Якокка, в частности, отмечает, что автомобильный магнат, будучи сверхбогатым человеком, тем не менее, откровенно жульничал, всячески утаивал свои доходы, избегая налогов, обманывал совет директоров "Форд Мотор Компании, председателем которого он являлся, присваивал казенные деньги.

Других этических норм придерживался дед упомянутого Генри Форда - Генри Форд I, который не только прославился как "отец" американской автоиндустрии, но проявил себя как дальновидный социолог, приложивший немало усилий к созданию в Америке среднего класса. Генри Форд I увековечил свое имя не только успехами в создании массового автомобиля, но и этичным отношением к работникам своей фирмы. В 1914 г. он ввел заработную плату в размере пяти долларов в день, что вдвое превышало общепринятый дневной заработок. Это было потрясающим событием в Америке. "Хотя, - как отмечал Я кокка, - Генри Форд не скрывал истинной причины введения дневной платы рабочим в пять долларов: он хотел, чтобы размер заработка его рабочих позволял им со временем покупать производимые ими самими автомобили. Он понимал, что автоиндустрия, а следовательно, и "Форд Мотор Компани", может действительно достигнуть успеха, если ее продукция, ее автомобили окажутся доступными не только для богачей, но и для трудящегося человека".

Как видим из приведенных примеров, позиция бизнесменов но отношению к этике, нравственным нормам расходится, у каждого своя шкала отсчета ценностей. Они по-разному (даже будучи членами одной семьи) воспринимают понятие долга, порядочности перед коллегами, обществом. Проблема создания "нормальных" деловых отношений при нашей нестабильной политической и социально-экономической ситуации, разумеется, непростое дело и требует тщательной разработки.