Этические нормы дискуссии и аргументации

Участники деловой коммуникации не пассивно передают друг другу информацию и принимают ее к сведению: они дискутируют, стараются убедить собеседников в правоте своих взглядов, защищают, доказывают и отстаивают истинность своих суждений, опровергают те взгляды, которые считают ложными.

Дискуссия (от лат.рассмотрение, исследование) представляет собой обсуждение спорных вопросов и проблем, которых в деловых отношениях возникают постоянно. Какого поставщика выбрать? Как лучше организовать контроль исполнительской дисциплины? Какие критерии выбрать для поощрения лучших работников? С какими предложениями выйти на переговоры? Невозможно перечислить все проблемы, которые требуется обсудить и выявить оптимальные пути их решения. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность.

В практике делового общения неизбежно возникают вопросы: как обосновать свою позицию, как убедить оппонента, склонить к своей точке зрения, каковы правила ведения дискуссии и спора? Эти вопросы носят не только технический, но и этический характер.

Этический характер аргументации определяется тем, что субъекты этой деятельности признают друг друга свободными личностями, имеющими моральное право на свое мнение, на право отвергнуть аргументацию. Отмстим, что в конкретных ситуациях делового взаимодействия аргументация далеко не всегда носит нравственный характер. Она может использоваться в целях обмана, сознательного введения делового партнера в заблуждение, для побуждения человека к совершению поступков, которые противоречат его интересам. Все зависит от нравственных установок.

Доказательство и аргументация в деловом взаимодействии

Беспредметные споры, когда оппоненты не понимают позиции друг друга и ложно их истолковывают, не умеют не только обосновать свою позицию, но и четко ее сформулировать, зачастую связаны не со злым умыслом, а с отсутствием элементарных знаний в области логики и теории аргументации.

Законы правильного мышления изучает логика.

Основными логическими законами, которые определяют правильность мышления, являются: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания.

Закон тождества гласит, что в процессе рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе, т.е. должны быть определенными и сохранять однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода. Закон тождества выступает в качестве нормативного правила для любой дискуссии и обсуждения проблемы. В процессе рассуждения нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Нельзя тождественные мысли выдавать за различные, а различные — за тождественные. Нарушение закона тождества приводит к двусмысленности, как, например, с юмором показано у Н. В. Гоголя: "Ноздрев был в некотором смысле исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории". Нарушение закона тождества проявляется в подмене понятий, в употреблении их не в том смысле, который уместен в данной ситуации, в подмене одного предмета обсуждения другим, и в результате люди говорят о разном, думая, что говорят об одном и том же.

Закон противоречия Аристотель считал самым достоверным из всех начал. Кратко он формулируется так: невозможно что-либо одновременно утверждать и отрицать. Идея, выраженная в законе, проста: высказывание об одном и том же предмете и его отрицание не могут быть истинными в одно и то же время в одном и том же отношении. Приписывая одному и тому же предмету несовместимые свойства, можно допустить ошибку — логическое противоречие: "Обнаружено два трупа: один мертвый, а другой еще живой"; "Расследуйте анонимное письмо и о результатах сообщите автору"[1]. Логическое противоречие — это противоречие непоследовательного, путаного рассуждения.

Закон исключенного третьего формулируется так: "Из двух противоречащих суждений одно истинно, а другое ложно, а третьего не дано". Этот закон нельзя абсолютизировать: он применим там, где возможен четкий выбор одной из альтернатив, сформулированных в противоречащих суждениях. В процессе познания часто обнаруживаются неопределенные ситуации.

Закон достаточного основания утверждает, что каждое положение должно быть достаточно обосновано. И если конкретный вывод претендует на истинность, то он должен строиться на соответствующем фактическом или логическом, но в любом случае достаточном основании.

Что представляет собой доказательство? Под доказательством в логике понимается "процедура установления истинности некоторого утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже известна и из которых с необходимостью вытекает первое"[2].

В доказательстве различают тезис, аргументы и демоне грацию.

Тезис — утверждение, которое нужно доказать.

Аргументы, или доводы, — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Они являются логическим основанием и отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса?

Демонстрация — это логическая связь между аргументами и тезисом (рис. 7.1). Если не существует логической связи между аргументами и тем, что доказывается, то само доказательство не получается (как правило, в этом случае доказывается другой, а не искомый тезис).

Вне логики в понятие доказательства вкладывается более широкий смысл. При этом под доказательством понимается любая процедура обоснования истинности тезиса.

Рис. 7.1. Демонстрация

Хотя логика занимается непосредственно логической структурой доказательств, убеждающее воздействие суждений в процессе доказательства зависит не только от логического фактора, но и от внелогических факторов: лингвистического, психологического, риторического. Комплексное учение о наиболее эффективных в процессе общения логических и внелогических методах и приемах убеждающего воздействия разрабатывается в теории аргументации. Эта теория отвечает на такие вопросы, как: способы обоснования и опровержения убеждений, зависимость этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности.

Аргументация — это операция обоснования каких-либо суждений, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие методы и приемы воздействия.

Влиять на убеждения партнеров по общению можно не только посредством речи, словесно выраженных доводов, но и многими другими способами: жестом, мимикой, интонацией и т.п. Даже молчание в определенных случаях оказывается достаточно веским аргументом.

Аргументация представляет собой речевое воздействие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-либо мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен рассудив, принять или отвергнуть это мнение. Конечная задача аргументации — убедить собеседника в справедливости предлагаемого его вниманию положения, склонить к его принятию и, возможно, к действию, предполагаемому им.

Логической основой аргументации является доказательство, структура которого полностью входит в структуру аргументации, по не исчерпывает ее полностью. Это связано с тем, что убеждение связано не только с разумом, но и с чувствами. Поэтому целесообразно говорить о логическом и психологическом компонентах аргументации.

Различие между доказательством и аргументацией содержится в их целях и средствах. Целью доказательства является установление истинности или ложности тезиса. Целью аргументации является не только установление истинности тезиса, а также обоснование целесообразности принятия истинного тезиса.

В основе доказательства лежат логические средства, а в основе аргументации — как логические, так и психологические средства.