Этические идеи Э. Роттердамского и Т. Мора

Гуманистические педагогические идеи Возрождения, получившие распространение во Франции, имели продолжение и в других странах Европы, в которых появились свои представители такого направления в педагогике, например, в Англии – Томас Мор и Эразм Роттердамский (настоящее имя – Герхард Герхарде). Последний сыграл большую роль в развитии гуманистического движении в Англии.

Согласно учению Эразма каждый человек свободен от природы благодаря мученической смерти Христа, который взял на себя все грехи человечества. В связи с этим любое угнетение личности противоречит природе человека и христианскому учению. Однако поскольку каждый человек свободен, постольку он морально и юридически ответствен перед собой и обществом. На этом положении основывается учение Эразма о правах и достоинстве человека.

Утверждение человека в качестве главного начала требует социальных отношений, основанных на признании свободы человека, опирающихся па законы морали и права, которые приводят к утверждению правового сознания, правовых отношений в качестве нормы жизни. Эти требования касаются как главы государства, живущего но законам морали и нрава, так и простых граждан.

Вместе с утверждением идеи достоинства человека, признанием силы разума в становлении человека приходит убеждение в необходимости образования и воспитания как главной формы человеческого развития. Считается, что человек, не получивший образования, невоспитанный человек. Образование становится важнейшей общественной ценностью, и только оно делает человека благородным.

В своих трудах по вопросам воспитания "О первоначальном воспитании детей", "Метод обучения", "О благовоспитанности детей" и других Эразм опирался на идею необходимости сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических систем и воззрений. Согласно Эразму врожденные способности ребенка могут быть реализованы только благодаря его систематическому и напряженному труду, причем детей необходимо воспитывать с раннего детства. Воспитание начинается с колыбели, наиболее привлекательного возраста для приобщения ребенка к добродетели и знанию. Что же нового внес в мировую педагогику Эразм? Впервые он обратил внимание на воспитание как на форму становления, формирования и развития человека: "Деревья растут сами по себе, но они либо не приносят плодов, либо приносят дикие плоды, и лошадь приходит в мир, хотя и мало приспособлена, но человеком, думается, становятся, не рождаясь, а воспитываясь". Далее философ поясняет свою мысль: "Если природа дала тебе сына, то она дала тебе не больше, чем сырой материал, твоя задача – в чуткую ко всякому обучению материю внести лучший дух. Не сделаешь этого – получишь животное; позаботишься – создашь в некоторой мере божественное существо"[1].

Еще одна из важнейших заслуг Эразма состоит в том, что он заинтересовался миром ребенка и его воспитанием с точки зрения возрастных особенностей. Если раньше Платон и Аристотель смотрели на возрастное развитие ребенка как на внешнюю данность, с которой надо считаться, то Эразм увидел внутренний мир ребенка, его развитие, на основе которых и создал свою педагогическую теорию.

Другой представитель гуманистического Возрождения в Англии – Томас Мор – размышлял о жизненном призвании и нравственном долге человека перед обществом, о том, как сделать жизнь менее жестокой, более разумной и справедливой. Ответы на эти вопросы можно найти в его небольшой по объему, но значимой но содержанию книге "Утопия". Т. Мор пишет, что утоиийцы, рассуждая о нравственности, добродетели и удовольствиях, судят подобно нам. "Однако первый изо всех и главный у них спор о том, в чем состоит человеческое счастье – в чем-нибудь одном или во многом. И в этом деле, кажется, более, чем надобно, склоняются они в сторону группы, защищающей удовольствие, в котором, считают они, заключено для людей все счастье или же его важнейшая доля"[2]. Однако согласно этике утопийцев не во всяком удовольствии и наслаждении состоит счастье человека, по только в честном, благоразумном и добропорядочном, основанном на добродетели и устремлении в конечном итоге к "высшему благу, к которому влечет нашу природу сама добродетель"[3].

Больше всего утопийцы ценят духовные удовольствия, которые они считают "первыми и главенствующими". Такими являются удовольствия, связанные с упражнениями в добродетелях, которые подразумевают жизнь согласно с законами природы. Все законы издаются только для того, чтобы напомнить каждому о долге. "Соблюдать эти законы, – пишет Мор, – заботясь о своей выгоде, – дело благоразумное, думать кроме того о выгоде общества – признак благочестия. Однако похищать чужое удовольствие, гоняясь за своим, – несправедливо. И, напротив, отнять что-нибудь у самого себя и отдать это другому – как раз долг человечности и доброты"[4].

Другим счастьем в жизни утопийцев является изучение наук, и в этом занятии они неутомимы. Широта умственных интересов граждан Утопии проявляется в том, что большинство из них весь свой досуг тратят на изучение наук, дабы приобрести истинную свободу для духовной деятельности, направленной на совершенствование своей умственной и нравственной природы. Отдавая себя занятиям "благородными науками", человек довольствуется самым малым, например, одним платьем, которое он носит в течение двух лет, но зато имеет максимум времени для занятий наукой. В этом и состоит цель гуманистического общества – дать каждому человеку возможность развить свои духовные силы, заниматься изучением наук и искусств. "Государство это так устроено, – пишет Мор, – что прежде всего важна одна цель: насколько позволяют общественные нужды избавить всех граждан от темного рабства и даровать им как можно больше времени для духовной свободы и просвещения. Ибо в этом, полагают они, заключается счастье жизни"[5].

Система образования в Утопии имела гуманистическую направленность: граждане обоего пола проходили обязательное обучение в школе, которое сочеталось с практическими занятиями земледелием и ремеслом, протекавшими в форме игры и упражнений. "У всех мужчин и женщин без исключения, – пишет Мор, – есть единое дело – сельское хозяйство. Ему обучают всех с детства, – отчасти в школе, где дают наставления, отчасти – на полях, поблизости от города, куда выводят детей как бы для игры, однако они не только наблюдают, но, пользуясь удобной возможностью упражнять тело, также и трудятся"[6]. Эта мысль Мора приводит к созданию системы обучения, при которой учащиеся школы теоретически и практически знакомятся с основными видами производства, т.е. теоретические знания опираются на практический опыт.

Что касается нравственного воспитания людей, то им, по мнению Мора, должны заниматься священники ("наставлять в нравах"), ибо первостепенная социальная задача для автора – это воспитание высокой нравственности.

Итак, безусловно, идеи Возрождения, связанные с природо- сообразностью воспитания, демократизацией системы обучения, обогащением содержания образования и воспитания оказали благотворное воздействие на развитие школы и педагогики. Вместе с тем они не могли быть полностью реализованы, поскольку часто носили утопический характер. Впоследствии гуманистические идеи воспитания и образования эпохи Возрождения были подхвачены представителями французского Просвещения, которые внесли значительный вклад в мировую систему педагогической антропологии.

По мнению Кампанеллы, человек превосходит животных. Несмотря на это, человек возвышается над животным духом гораздо больше, нежели сам этот дух возвышается над неодушевленными вещами. Но это происходит не потому, что человек обладает лучшими органами. В нем заключено нечто более высокое, чем просто телесный дух. По словам Кампанеллы, важно учитывать также божественность человека, на которую указывает магия. Последняя творит руками человека чудеса – как те, которые может сотворить природа, вроде чудес египетских магов, так и те, которые может сотворить природа. О божественности человека свидетельствуют и предсказательные искусства.

Размышления представителей позднего Ренессанса о человеческой природе сводились в основном к обоснованию исключительности человека как живого существа, возвышающегося над другими живыми существами. Философы указывали на тот факт, что именно человеческая деятельность выделяет человека из природного царства.

Возрожденческий индивидуализм отражал стихийное самоутверждение человека. Отсюда свободное и независимое отношение к средневековой ортодоксии. Неоплатонизм придавал мироощущению человека Ренессанса поэтический, жизнерадостный характер. Природа осмысливалась как наполненная божественными силами. Все это обусловило рождение гуманизма как системы взглядов в области морали, политики, педагогики и общественного прогресса.

Индивид, который в философии Ренессанса рассматривался как изолированный от всей окружающей природы, не мог трактоваться как последнее и абсолютное основание и для природы, и для общества, и для истории. Отсюда ощущение недостаточности и неокончательности сложившегося образа человека. В истории европейской мысли не было другой эпохи, которая с подобной силой утверждала бы человеческую личность в ее грандиозности, красоте и величии.