Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать основные предметные области и функции организационно- управленческой деятельности; системные свойства и законы функционирования и развития организации; роль руководителя как субъекта организаторской деятельности;

уметь свободно оперировать понятиями и категориями предметной области изучения: "организация", "управление", "управленческое решение", "коммуникации в организации", "руководство", "компетенция", "компетентность"; формулировать цели и задачи использования организационно-управленческих компетенций в решении профессиональной деятельности юриста; выделять и описывать задачи по развитию организационно-управленческих навыков в профессиональной деятельности юриста;

владеть навыками самостоятельного сбора, систематизации и анализа организационно-управленческой информации; способностью аргументированного обсуждения, критической оценки управленческих решений и результатов их реализации.

Ключевые термины: организационно-управленческая деятельность; организация; руководство; управление; управленческое решение; власть; баланс власти; компетенция; компетентность.

Понятие организационно-управленческой деятельности

Организационно-управленческая деятельность – особый вид деятельности, который начал изучаться, описываться и нормироваться только во второй половине XX в. До этого времени управление существовало как "искусное действие" – индивидуальное мастерство человека или группы лиц.

Существенно, что выделение организационно-управленческой деятельности как самостоятельного вида становится необходимым и возможным в условиях усложнения организационной системы хозяйствования, особое значение в которой приобретает соблюдение определенного порядка, скорее упорядоченности, при одновременном динамичном изменении внутренних и внешних условий профессиональной деятельности. Следовательно, функции организатора и управляющего ложатся на руководителя-профессионала и объединяются в некую организационно-управленческую подструктуру профессиональной деятельности. Основными элементами такой подструктуры являются взаимодополняющие аспекты профессиональной деятельности, моделирующие процесс ее функционирования и развития. В частности, можно выделить такие аспекты, как:

предметно-структурный – характеризующий поэлементно виды деятельности организации и соответствующие им предметные области управления (что?);

организационно-методический – характеризующий порядок выполнения заданий по видам деятельности (кто? где? как?);

функционально-временной – характеризующий состояние протекающих процессов (какие? когда?);

ресурсно-технологический – характеризующий ресурсы и инструменты, используемые в процессе профессиональной деятельности (что? как? с помощью чего? в какой последовательности?).

Упорядоченность хозяйственной практики предполагает, что основополагающие характеристики организационно-управленческой деятельности в разных профессиональных сферах едины. Поэтому для лучшего понимания особенностей рассматриваемого вида деятельности в юридической практике следует уточнить именно общие ее основания. Для понимания сущности управленческой деятельности необходимо ответить на ряд вопросов: в чем специфика объекта управления? что отличает управленческую деятельность от других видов деятельности? что составляет продукт управленческой деятельности?

Сформулируем ответы на поставленные вопросы, опираясь на основные положения системомыследеятельностного (далее – СМД) подхода, разработанного для сферы управления Г. П. Щедровицким и другими авторами[1].

Прежде всего управленческая деятельность должна отвечать всем требованиям деятельности, включая наличие: целей и объекта управления; субъекта управления; знаний и технологий управленческой деятельности; конечного продукта деятельности и самих управленческих действий.

Что касается целей и объекта управления, то именно они являются основой формирования той социально-экономической системы, в которой соединятся условия достижения поставленной цели профессиональной деятельности. В рамках СМД методологии были разработаны схемы описания таких сложных объектов – схема многоплоскостного представления и схема конфигурирования разнородных систем знаний в отношении "объекта управления". Данные схемы позволяют особым образом организовать управленческую деятельность – в виде трехплоскостного представления управленческой деятельности.

В схеме трехплоскостного представления управленческой деятельности выделяются три плоскости, на которых располагаются три различных типа знания: "знание об объекте управления", "знание об управленческой деятельности" и "знание об инструментах деятельности и мышления".

Следует заметить, что управленческая деятельность отличается от материально-преобразующих типов деятельности, например выработки бензина или строительства домов, где предмет преобразования – "нефть" или "строительные материалы". Управленческая деятельность осуществляется в отношении деятельности других людей, это "деятельность над деятельностью". Действительно, в результате управленческой деятельности может измениться организационная и процессуальная структура профессиональной деятельности, цели и рамки деятельности, могут преобразоваться (прирасти или обновиться) знания, усовершенствоваться инструменты и средства деятельности.

Рассмотрение процессов функционирования и развития позволяет определить "продукты управленческой деятельности". Так, в отношении процессов функционирования продуктом управленческой деятельности могут быть стандарты и нормы деятельности.

В отношении процессов развития управленческая деятельность ориентируется на продукты, обеспечивающие прогрессивное изменение (развитие) деятельности. В случае профессиональной деятельности в области юридических услуг это может быть, например, стратегия развития организации или новые условия организации деятельности, или последовательность развития содержательной (продуктовой) линейки, или это будет новая система управления, включающая не только порядок взаимодействия подразделений (отдельных работников), но и качество реализации экономических и социальных задач.

Высказанные в теории Г. П. Щедровицкого подходы к методологии управления, как вида деятельности, позволяют, в частности, выделить "три модальности", или три способа ее существования (протекания):

управление как деятельность направлено на изменение протекающих социально-экономических процессов и фокусируется на изменении векторов активности определенных социальных групп;

организация как деятельность фокусируется на создании организационной структуры (организации). Способна осуществить необходимую деятельность, приводящую к определенным результатам;

руководство как деятельность направлено непосредственно на "деятельность людей", регулирование, анализ, коррекцию человеческих действий, позволяющих добиться определенных результатов.

Это самостоятельные виды деятельности, которые имеют дело с различными объектами, используют разные инструменты и средства и, соответственно, применяются в различных ситуациях. В частности, автором уточняется: организация (представлена категорией структуры), руководство (представлено категорией деятельности) и управление (представлено категорией процесса). Вместе с тем Г. П. Щедровицкий указывает на четкую взаимосвязь рассматриваемых трех способов существования организационно- управленческой деятельности. В частности, он говорит о том, что "Руководство включено в Организацию, а Организация, в свою очередь, включена в Управление. Эта включенность означает, что смыслы и цели Организационной деятельности определяются Управленческой деятельностью. А смыслы и цели деятельности Руководства определяются Организационной деятельностью"[2].

Рассмотрим каждый из указанных способов организационноуправленческой деятельности подробнее.