Этические аспекты в исторических исследованиях

Этика — наука, изучающая принципы морали и нравственности. В широком смысле под этикой понимают морально-нравственные нормы и правила поведения в обществе, систему нравственных ценностей.

История изначально рассматривалась как набор примеров правильной этики, нравственного и безнравственного поведения, моральных эталонов и ориентиров. Особенно популярен этот подход был в эпоху романтизма.

Можно привести очень характерное высказывание знаменитого русского историка Н. М. Карамзина (1766—1826): "История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Правители, Законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие. Но и простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества. Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума!" [1]

История тесно связана с моралью в силу культурной функции. Она создает образы героев и антигероев, диктует правила поведения в критических ситуациях, рисует жизненные идеалы. История обеспечивает информационным материалом процессы мемориализации, разного рода памятные даты, юбилеи и т.д. С их помощью формируются память и антипамять (см. параграф 10.4), которые также влияют на моральные императивы.

В связи с этим возникает несколько проблем. Первая: не существует универсального эталона морали. Он тесно связан с национальной и социальной принадлежностью, политическими, партийными взглядами и т.д. В истории нередки случаи, когда предатель и изменник для одной страны оказывается в другой национальным героем. Для одной стороны - подвижники национально-освободительной борьбы, для другой — террористы и сепаратисты. Для одних — освободительный поход, для других — агрессия и оккупация. Причем научные аргументы не работают и работать не могут, в ход идут именно моральные оценки.

Вторая проблема — проблема очернения или восхваления истории. В истории мало черно-белых ситуаций. Гораздо больше тех, в которых смешано добро и зло, героизм и предательство, высокая мораль и подлость. Можно изображать войну, делая акцент на подвигах и самоотверженности (и это будет правдой), а можно — на военных преступлениях, гибели ни в чем не повинных мирных жителей и бездарности командования. И это тоже будет правдой, написанной с опорой на архивные источники. Просто историк обойдет одни факты и сделает акцент на других. Выбор "оптики" исследователя часто зависит именно от моральных императивов, от целей, которых он хочет достичь. Недаром говорят: "мораль — общий для данного коллектива набор рецептов но приоритетности целей" [2].

Историк должен нести ответственность за объективность изложения. Если он преувеличивает какой-то аспект или очерняет прошлое, то это уже не наука, а пропаганда. Для настоящего ученого на первом месте должно быть стремление к истине. М. Блок очень точно заметил, что задача историка — "не судить, но понимать", стремиться постичь мотивы и причины поведения людей.

В истории неизбежны темы, болезненные для памяти народов. При их изложении нужно проявлять осторожность и деликатность. Обычно это темы, связанные с большими трагедиями, — например, история Холокоста, ГУЛАГа, этнических чисток, коллаборационизма и т.д. Проблема в том, что в этих историях есть и жертвы, и палачи, и пособники палачей. И у тех и у других есть родственники, потомки, которые часто ни в чем не виноваты, и разглашение информации может им повредить. Недаром есть понятие "срока давности" для архивов: наложено ограничение на допуск к некоторым видам документов, в том числе содержащих имена и фамилии людей, обнародование которых будет нарушением личной тайны и права на личную информацию. Это серьезная этическая проблема, которая встает перед историками, изучающими XX в. Ее сгладит только время.

Этика востребована также при сохранении объектов памяти, исторических памятников. Их существование часто не имеет практического значения для современного мира: здания обветшали, пыльные пачки бумаг десятилетиями лежат в архивах, никем не востребованные. Это символы памяти о прошлом, не более того, интересные только для историков-специалистов. Но бережное отношение к памятникам своей истории — признак высокой культуры общества, его уважения к предкам, к памяти и в конечном итоге — к себе самому.

В ремесле историка важное место также занимает научная этика — уважение к трудам предшественников, учет историографии вопроса, упоминание результатов, которые были достигнуты ранее. Качественный исторический труд всегда корректен и соответствует принятым этическим нормам — как общим, так и корпоративным.

История в силу реализации социальной и культурной функций тесно связана с этикой. Историк обязан учитывать, как, в каких целях может быть использована представленная им научная информация. Он должен соблюдать в своих исследованиях этические нормы.