Лекция 19. ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЛЬЗЫ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• концепции Дж. Локка;

• концепцию утилитаристской модели Дж. Милля;

уметь

анализировать идею опытного происхождения нравственных чувств и опыта;

владеть

• навыками анализа принципов пользы.

Мораль в самом общем понимании – это учение об искусстве направлять действия людей таким образом, чтобы производить наибольшую сумму счастья.

Иеремия Бентам

Т. Гоббс

В истории этики существуют две различные тенденции в изучении феномена нравственности. Первая – натуралистическая, или позитивистская, – пытается выразить духовный мир человека в логических понятиях и теориях с помощью приемов исследования, близких методам естествознания. Второе направление, напротив, подчеркивает уникальность и своеобразие духовного мира человека, настаивает на возможности его изучения и понимания с позиций естественно-научной методологии. Это относится к учениям А. Бергсона, У. Джеймса, А. Шутца, М. Шелера, П. Сорокина.

Объяснение, согласно которому альтруизм является принципом действия, воспринятым индивидом от общества, наиболее характерно для Томаса Гоббса, Джона Локка, Клода Адриана Гельвеция и Иеремии Бентама.

Т. Гоббс считал, что индивиды должны поручать государству и уполномочивать его побуждать их к деятельности на благо общества. Только таким путем можно прийти к общему благу, в котором эгоизм индивидов найдет наиболее здоровое проявление. Сами по себе люди не могут отрешиться от близорукого эгоизма и поэтому не в состоянии достичь благополучия. Им не остается ничего другого, кроме как определить в своей среде некий авторитет, который будет силой побуждать их к альтруизму[1].

Дж. Локк

Дж. Локк – английский философ и политический мыслитель – разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. В главном философском произведении "Опыт о человеческом разумении" Локк утверждал, что добро – это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдание. В этом и состоит счастье человека. В то же время Локк подчеркивал, что моральное добро – это добровольное подчинение человеческой воли законам и общества, и природы, которые находятся в божественной воле – истинной основе морали. Гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении.

В вопросе о тождестве человеческой личности Локк занимал совсем не такую слабую позицию, как это казалось его критически настроенным современникам. Если проводить различие между памятью и сознанием и не приписывать Локку мнение, что он считал именно память необходимым и достаточным условием личного тождества, его позиция окажется вполне приемлемой.

Проблему свободы воли Локк подчиняет своему рассмотрению понятия силы. Философ обращается к внутреннему опыту души для описания природы воления. По его мнению, воля человека настолько свободна, насколько она способна осуществить свою цель. Кажется, Локк выдвигает то, что сейчас назвали бы теорией "совместимости" свободы и детерминизма, которая, как об этом свидетельствует сам термин, утверждает счастливое сосуществование свободы и детерминизма, если гарантированы определенные дефиниции соответствующих понятий.

Согласно концепции Локка Бог и общество сообща принуждают индивида к альтруизму, апеллируя при этом к его эгоизму. В частности, они предусмотрели для обеспечения порядка вещей в разумных пределах поощрения за полезные для общества действия, наказания за действия, наносящие ему вред. В распоряжении Бога имеются поощрения и наказания бесконечной продолжительности. Общество действует двояко: с помощью власти, которой его наделяет юридический закон, и с помощью общественного мнения, применяющего похвалу и порицание как средства духовного принуждения. Движимый желанием и нежеланием, человек оказывается перед необходимостью приспосабливаться к этим столь действенно защищающим общее благо нормам и в результате становится нравственным.