Лекция 12. ЭТИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Мораль охватывает жизненные ориентации и принципы, взгляды и чувства, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д. Мораль является внешним требованием к поведению индивида, предполагает внешнюю оценку: социальная мораль – оценку общества, групп и т.д.; религиозная мораль – оценку в соответствии с религиозными принципами.

Нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести, в отличие от морали, связанной с другими объектами. Она ближе к таким понятиям других наук, как эмпатия, или сопереживание (биология), всепрощение (философия), конформизм (социология), бесконфликтность (психология). Иными словами, человек внутренне неагрессивный, мудрый, понимающий, сочувствующий, сопереживающий другим людям – нравственный человек.

Этика – философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова "этос" было совместное жилище и правила, порожденные совместным общежитием; нормы, сплачивающие общество; преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т.д. Термин "этика" иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определенной социальной группы.

"Золотое правило" нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада и является основополагающим мировым этическим принципом: "Поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам".

Любые отношения, определяющие бытие личности на социальном уровне, задаются тектологически враждебной социальной средой, поскольку последняя, по определению, всегда выше в системном отношении, нежели любой ее объект. Поэтому как для самой личности, так и для социума в целом "...популяционный критерий – отношение к окружающей среде".

Отношения такого уровня могут проявляться через конфликтные (тектологические) ситуации, которые следует прогнозировать, а также эффективно препятствовать их развитию. На это направлены установленные обществом общие нормы и принципы морали, т.е. этические критерии, обусловливающие регулирование отношений между субъектами и поведение субъектов, обеспечивающие возможность разрешения возникающих в социальной практике нравственных проблем и ситуаций, а также регулирование моральных обязательств.

В этом контексте речь идет об особой форме организации безопасности личности. Любая форма активности личности должна отвечать трем базовым условиям: полезности, эффективности и безопасности. Этика и этическая безопасность, отражающие многоуровневую иерархическую сложность личности, определяют необходимость представления и рассмотрения с позиций современного системного подхода к сложным системам с высоким уровнем неопределенности вопроса о том, какова личность.

Порой этические отношения обусловливали социальную дифференциацию и провозглашались изначально заданными неким "всеобщим законом справедливости" (Конфуций, VI в. до н.э.). Лишь в рамках этого "закона" основу социальных отношений полагаюсь строить через нравственное самоусовершенствование и соблюдение установившихся норм этикета ("ли").

Согласно основному понятию этики И. Канта – категорическому императиву, I поведение человека нравственно, если оно определяется целиком без остатка разумом, рассудком. Общим для этих представлений является предельный субъективизм. К тому же сегодня сакральность и мистика по некоторым позициям демонстрируют агрессивную экспансию в направлении просвещенного разума, а с ним – автономной морали и нравственности.

Этическая безопасность – понятие, выражающее уровень контроля допустимого состояния этических отношений в системе субъект социальная среда в условиях или совокупности условий, могущих ограничить число степеней свободы субъекта и (или) его средового окружения.

Формулировка понятия "этическая безопасность" опирается на исследовательские программы инвентаризации и классификации опасностей и угроз, способных реализоваться с управляемой степенью риска и, соответственно, существенно затрудняющих обеспечение этической безопасности человека и общества. Учитывая, что мораль и этика являются нормируемыми системными характеристиками общества, вполне обоснованы представления о допустимой динамике отклонений от нормы, принятой в данный исторический период (временно́е распределение отклонений). Обоснованными являются также стремления к формализации методов и средств обеспечения этической безопасности с учетом необходимости и возможностей регулирования величины допустимых отклонений от нормы.

В практику введено понятие этической безопасности как "состояния защищенности человека или общества от неблагоприятных воздействий случайного или детерминированного характера, вызывающих системные сбои, ошибки в поведении человека или общества и, в конце концов, приводящие к правонарушениям или нарушениям традиций. Это в свою очередь приводит к необходимости ликвидации и компенсирования последствий ЧС, мобилизуя различные личностные (персональные) и общественные ресурсы, включающие моральное стимулирование активизации экономических и правовых механизмов обеспечения этики безопасности".

Управление может осуществляться по интенсивному и экстенсивному направлениям. Интенсивное направление предполагает изменение базовых характеристик самого субъекта как через формирование различными приемами императива принятия соответствующих норм и правил, так и через изменение параметров собственного функционирования в пространстве центральной проблемы этики – сферы отношений добра и зла. Такой подход позволяет в рассчитанных пределах соответствовать требованиям окружающей среды, что и составляет ОГЛАВЛЕНИЕ оптимальной адаптации. Экстенсивное направление требует существенно бо́льших ресурсов, поскольку оно реализуется через изменение характеристик ОС, а именно тектологической враждебности ОС по отношению к любому ее объекту, включая и личность. Как первое, так и второе направление развития морали по отдельности и в комбинации друг с другом ориентированы на уменьшение тектологической враждебности ОС, что составляет основу стратегии управления этической безопасностью на институциональном уровне.

Среди характеристик важнейших опасностей и угроз в социальной практике реализации нравственных проблем и ситуаций, включая проблемы моральных обязательств, наиболее важными являются следующие (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Характеристики опасностей и угроз

1. По возможности формализации:

а) доступные для формализации;

б) недоступные для формализации.

2. По возможности управления:

а) доступные для управления лишь на экстенсивном уровне;

б) доступные для управления на интенсивном уровне;

в) недоступные для управления.

3. По отношению к институциональным категориям:

а) относящимся к области социальной деятельности, организованной посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, например норм права, сгруппированных в соответствующую систему;

б) не относящиеся к области социальной деятельности, например представленные критериями красоты, гармонии, совестливости и т.д.

Некоторые, даже практически неформализуемые качества личности, например совесть, могут в определенных обстоятельствах становится управляемыми. Так, признанный методолог науки П. Фейерабенд писал: "Наилучшим средством для того, чтобы заставить замолчать "научную совесть" современного ученого, является все-таки доллар". Понятия "совесть" и "мораль" близки, что образно выразил Л. Н. Толстой: ".. .совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом".

Поскольку мораль является системным свойством общества, его социальные инструменты позволяют управлять такой внеинституционной категорией, как нравственность, которая, не представляя сферу организованной деятельности людей, является системным свойством личности. Так реализуется системный принцип управления, при котором оно возможно лишь с уровня объектов и явлений более высокого в системном отношении к объектам и явлениям иерархически более низким.

12.2. Информация и ее восприятие человеком

Динамические двусторонние отношения личность окружающая среда обеспечиваются через соответствующие аппараты входа и выхода личности как сложной системы и представляют собой иерархически обусловленную эволюцией организацию трехпотокового бытия (материального, энергетического и определяющего оба названных – информационного).

В настоящее время практически не подвергается сомнению тот факт, что человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная, как, впрочем, энергетическая и материальная, связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.

Прекращение информационной связи может вызывать различные психические аномалии, вплоть до психических заболеваний. На человека оказывают огромное влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой или его отсутствие, но и количество, объем, ОГЛАВЛЕНИЕ и структура поступающей и перерабатываемой информации.

В современной науке рассматриваются два вида информации:

• объективная (первичная) информация – свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре;

• субъективная (семантическая, смысловая, вторичная) информация – смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов представления и воображения и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

В бытовом смысле информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

Информационная сфера – это сфера деятельности субъектов общественной жизни, связанная с поиском, созданием, преобразованием, хранением, распространением и использованием информации.

Целенаправленное формирование информационных потоков, с одной стороны, является объективной общественной потребностью, с другой – представляет собой направление деятельности, результаты которой могут иметь как конструктивный, так и деструктивный характер для конкретного социума.

Поведение человека является результатом сочетания накопленного информационного опыта предшествующих поколений (традиции, обычаи, моральные ценности и т.д.) с приобретенными им самим знаниями в социальных институтах (школа, образовательные учреждения, семья, трудовой коллектив и т.д.), а также нравственных норм, личностных способностей и особенностей.

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio – получение, собирание, постижение, представление) – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторы органов чувств (применительно к образам представления). Восприятие – одна из психических функций, определяющих процесс приема и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, формирование чувственного образа.