Введение

Все живые существа имеют свою естественную среду обитания. Рыба живет в воде, птица – в воздухе, верблюд – в жаркой пустыне, а белый медведь – в полярных льдах, и никто из них не может по своему желанию изменить условия жизни. Каждое существо привязано к своей среде, и изучать его необходимо в естественных условиях. Человек в этом отношении существо особенное. Он отличается своей "бездомностью", неукорененностью. Не существует такого природного ареала, к которому человек был бы "привязан" столь же прочно, как, например, рыба к воде или верблюд к пустыне.

Такая "бездомность" человека является выражением одновременно и его слабости, и его силы. Любое живое существо рождается приспособленным к жизни в своей среде. Нескольких недель, в крайнем случае месяцев ему вполне достаточно, чтобы перейти к самостоятельному существованию; человеку же для этого требуются годы. На освоение даже самых простых жизненных навыков древнему человеку требовалось 12–15 лет, а навыками жизни в современном обществе человек вполне овладевает лишь к 20–25 годам. Но, с другой стороны, человек в отличие от животного может жить практически в любой природной среде: в лесах и в горах, в экваториальных джунглях и за полярным кругом. Но что же тогда следует считать естественной средой его обитания?

Великий древнегреческий философ Аристотель (384– 322 до н.э.) определял человека как политическое (т.е. общественное) существо. Аристотель говорил, чтобы понять природу любого существа, его следует изучать в состоянии наивысшего расцвета, когда все его задатки полностью раскрываются, становятся наблюдаемыми, доступными для изучения. К потенциальным задаткам человека относятся способности говорить и понимать речь, различать добро и зло, справедливость и несправедливость, ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу. Но эти способности могут полностью раскрыться только в общении, поскольку совершенно одинокий человек мало нуждается в их развитии. Следовательно, делает вывод философ: "Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные"[1].

В своей общественной жизни люди объединяют усилия вокруг общих целей и идеалов, которые становятся значимыми для них именно как основания для объединения. Эти основания обычно называют ценностными ориентирами. Выдвижение и утверждение таких ориентиров является одной из важнейших задач, решаемых человеком, ибо именно они и создают общество, выступая основой его консолидации[2]. За право определять эти ориентиры в обществе идет постоянная борьба, ибо социальная группа, выдвигающая и утверждающая систему ценностных ориентиров, становится элитой данного общества.

По мере происходящих в обществе изменений старые ценности могут уступать место новым, на базе которых приходят к власти новые элиты. Они создают новые социальные нормы, изменяют представления о дозволенном и недозволенном, стимулируют одни формы поведения и пресекают другие. Можно сказать, что каждое общество порождает свой особенный тин личности, для понимания которого совершено необходимо ознакомление с тем социальным контекстом, на фоне которого происходит становление и развитие человека, принадлежащего к общности определенного типа.

Науки, изучающие человека и человеческие общности, называют гуманитарными (от лат. humanitas – человеческий). Ознакомление с основными понятиями гуманитарных наук будет способствовать не только утверждению сложившейся в современном обществе системы ценностных ориентиров, но и обретению некоторых навыков самостоятельного осмысления важнейших жизненных вопросов. Ведь познание человеком самого себя является вовсе не далеким от жизни абстрактным теоретизированием, напротив, оно выражает практический подход к жизни, определяющий осознание себя свободной и ответственной личностью, занимающей свое место в обществе и государстве.