Введение

Я психолог... о вот наука!

А. С. Пушкин. Сцена из Фауста, 1825 г.

Психология – это, пожалуй, самая парадоксальная из наук. Причем и ее субъективная легкость, и ее объективная сложность имеют общую причину. Легка психология оттого, что каждый из нас сам переживает те явления, которые составляют предмет интереса психологов: любовь и ненависть, страх и восторг, мечты, стремления, размышления и воспоминания. Сложна же она потому, что реальные законы функционирования психики преимущественно скрыты от ее носителя. Другими словами, человеку только кажется, что он понимает ОГЛАВЛЕНИЕ и механизмы происходящих в его психике процессов. Отсюда порой возникает иллюзия избыточности научной психологии (зачем изучать то, что и так ясно). На самом деле адекватное познание психического требует специальной теоретической и эмпирической работы. Стоит обратить внимание еще на одну трудность: даже самым профессиональным психологам не всегда удается до конца преодолеть ограничения такого "плена очевидности", последовательно занять непредвзятую позицию относительно изучаемых феноменов, что сковывает научную смелость психологов и, снижая темп приращения научного знания, ведет к ряду устойчивых заблуждений.

За широко известным восклицанием пушкинского Мефистофеля угадывается укоренившийся в современной культуре двойственный и во многом противоречивый взгляд на психологию. Обыватель зачастую воспринимает психолога-профессионала как некую мистическую фигуру, почти волшебника, способного "видеть людей насквозь", раскрывать потаенные причины самых, казалось бы, необъяснимых поступков, проникать в суть загадочных порывов человеческой души. Массовая культура неустанно тиражирует образ психолога – сверхчеловека, который может с одинаковым успехом спасать человечество от ужасающих маньяков-убийц или безнаказанно совершать страшные преступления. Вспомним хотя бы персонажей нашумевших голливудских блокбастеров: Кэтрин Тремелл (Шэрон Стоун) из "Основного инстинкта" Пола Верхувена или агента Клариссу Старлинг (Джоди Фостер) из "Молчания ягнят" Джонатана Демме.

Вместе с тем отношение к психологии как к элитарной науке не мешает каждому чувствовать себя чуть-чуть психологом или, во всяком случае, пытаться улучшить собственную жизнь с помощью рецептов, почерпнутых из популярной психологической литературы. Недаром огромным успехом пользуются "околопсихологические" разделы массовых газет и журналов. Несмотря на значительное упрощение и даже искажение научных знаний, позитивный аспект популяризации психологии заключается в том, что, приобретая психологические знания, человек не только познает окружающий мир, но и учится лучше понимать самого себя как часть этого мира.

Таким образом, основной секрет притягательности психологии заключается в том, что эта наука, как в строго академической, так и в популярной форме, дает человеку язык самоописания и различные техники изменения себя. Она ставит субъекта в сознательную позицию по отношению к собственному опыту и позволяет активно преобразовывать свой внутренний мир и внешние ситуации: свою жизнь, свое окружение, свою судьбу.

Авторы учебника, четко осознавая трудности, с которыми встречается человек, впервые вступающий на бескрайние просторы планеты под названием "Психология" (белых пятен на ней едва ли не больше, чем хорошо исследованных земель), поставили перед собой задачу создания своеобразного "глобуса" современной психологии, задающего общую ориентировку в многообразии теорий и фактов. Мы решили руководствоваться рядом принципов, следование которым сделает работу с учебником полезной для самого широкого круга читателей: от студентов, только начинающих знакомиться с данной дисциплиной, до специалистов, которые смогут найти в нем неожиданные ракурсы и новые подходы к решению знакомых вопросов. Итак...

Понятно, но не упрощенно. Авторы стремились, чтобы доступность изложения, продиктованная форматом учебной литературы, не привела к такому упрощению концепций различных авторов, когда утрачивается глубина и оригинальность их взглядов, а истинность научных данных искажается. Главной задачей было создание "карты" основных проблемных областей, теорий и эмпирических результатов, составляющих "тело" современной психологии. Поэтому большинство дискуссионных вопросов, актуальных для психологии на современном этапе ее развития, освещены через призму различных точек зрения, что оставляет читателю свободу выработки собственного мнения и определения собственных предпочтений.

Психология – совокупность ответов на поставленные вопросы. Проблемный стиль позволяет изложить материал таким образом, что каждая гипотеза, эксперимент, теория оказывается ответом на гипотетический вопрос, который конкретный исследователь "задавал" многогранной психологической действительности. Данный подход, во-первых, стремится продемонстрировать принципиальную практичность знаний и теоретических построений, полученных в рамках психологии, и, во-вторых, помогает понять, почему та или иная теория, тот или иной автор, взятые в отдельности, не способны охватить всю проблематику психического, создать всеобъемлющую, целостную и единую психологию.

Психология – экспериментальная наука. Авторы стремились избегать чисто умозрительных построений в описании психических процессов. Каждое утверждение подкреплено эмпирическими доказательствами, об убедительности которых может судить читатель. При этом из огромного, ежедневно пополняющегося массива экспериментальных данных, полученных на сегодняшний день в психологических лабораториях, мы старались выбрать только те работы, которые действительно важны для прояснения обсуждаемых теоретических положений и фиксируют устойчивые свойства и закономерности работы психики.

Российская психология – неотъемлемая часть мировой науки. В силу исторических и политических обстоятельств отечественная психология в течение десятилетий XX в. развивалась в изоляции, таким образом, сложилось устойчивое представление о двух "параллельных психологиях" – отечественной и зарубежной. Вследствие этого литература, переводимая с иностранных языков, знакомит читателя исключительно с достижениями западных авторов. В то время как намного опередившие свое (да и наше) время теоретические прозрения российских психологов (в первую очередь имеющие глобальное значение работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, Н. А. Бернштейна) воспринимаются студентами как оторванные от исследовательской практики философские абстракции. Мы считаем такое положение принципиально неверным. Мониторинг "точек роста" современной мировой психологии показывает, что именно теории "российского происхождения" обнаруживают мощный потенциал для интеграции новейших открытий и построения перспективных программ исследований. В связи с этим авторы предприняли попытку показать психологию как единое научное пространство, где различные направления и школы сосуществуют, дополняя и оказывая влияние друг на друга.

Классика и современность. Поскольку в замысел учебника входит обобщение наиболее устоявшихся и разделяемых научным сообществом знаний, в текст включены основные достижения классиков психологической научной традиции. Наряду с этим в работе представлены и наиболее передовые концепции – некоторые из них взяты авторами буквально с "рабочих столов" ведущих авторитетов в мире современной психологии.

Соответствие современным требованиям к подготовке в системе высшего профессионального образования. ОГЛАВЛЕНИЕ учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения для студентов, обучающихся по направлению и специальностям "Психология". Общая психология – это учебная дисциплина, которая входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла подготовки современного психолога и является теоретическим и методическим фундаментом для успешного овладения в дальнейшем широким спектром психологических дисциплин.

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина "Общая психология" обеспечивает формирование основных профессиональных компетенций.

В результате изучения дисциплины "Общая психология" студент, получающий высшее профессиональное образование, должен:

знать

• основные понятия и категории психологической науки;

• основные принципы построения научного психологического знания, его отличия от обыденного и псевдонаучного;

• этапы становления психологического знания и современное состояние психологической науки;

• методологические основания и специфику основных направлений в психологии, ОГЛАВЛЕНИЕ теорий ведущих авторов;

• закономерности и механизмы функционирования и развития психики;

• основные классификации и типологии психических процессов, состояний и свойств личности;

• теоретические и практические подходы к воздействию на психические процессы, свойства и состояния человека;

уметь

• выявлять психологические проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их изучения и решения с учетом различных общепсихологических теорий;

• анализировать структуру деятельности человека и определять пути повышения ее эффективности;

• выявлять индивидуальные особенности мотивационно-смысловой, эмоционально-волевой и познавательной сфер человека, оценивать их влияние на различные виды деятельности;

• использовать информацию, полученную в результате психологических исследований, для повышения уровня психологического благополучия и оптимизации деятельности человека;

• ставить и решать задачи по разработке программ теоретических и прикладных исследований психологических явлений и фактов;

• использовать международный опыт и российскую практику учета общепсихологических знаний в различных сферах жизнедеятельности человека;

владеть

• понятийным аппаратом современной психологии;

• основными общепсихологическими концепциями для объяснения и прогнозирования поведения и состояния человека в различных ситуациях;

• методами и методиками, применяемыми в исследовательских, психодиагностических, развивающих и психокоррекционных целях;

• навыками использования современных теоретических знаний для решения широкого круга практических задач, связанных с учетом всего спектра психологических особенностей субъекта.

Учебник может использоваться в процессе обучения бакалавров, специалистов, магистров и служить основным источником при подготовке к экзаменам или квалификационным испытаниям, в том числе при поступлении в магистратуру или аспирантуру, а также в системе повышения квалификации. Будет полезен широкому кругу студентов, обучающихся по другим направлениям высшего профессионального образования (философия, социология, политология, культурология, юриспруденция, менеджмент и др.), где образовательными стандартами предусмотрено изучение дисциплины "Общая психология" или "Психология". Краткий список литературы, завершающий каждую главу, поможет читателю углубить знания по интересующим его проблемам, а вопросы для самопроверки и тестовые задания позволят проверить качество усвоения материала.

Структура. Учебник состоит из десяти глав. Первая глава знакомит читателя с особенностями психологии как науки (спецификой предмета исследования, методов и категориального аппарата), базовыми методологическими принципами построения научного психологического знания, местом в системе наук, основными разделами психологии, ее отраслями и сферами применения. Вторая глава посвящена истории становления психологической мысли, проводится сравнительный анализ наиболее влиятельных научных подходов в психологии, их вклад в современное психологическое знание и неизбежные ограничения в возможности интеграции существующих в настоящее время теорий в единую концепцию. В третьей главе речь идет о проблеме возникновения психики в живой природе и о соотношении психики и ее материального субстрата – нервной системы. Далее излагаются основные взгляды на регулятивные процессы психики: мотивацию, эмоции, волю и внимание (главы 4, 5, 6). Следующие главы посвящены познавательным процессам – ощущению, восприятию, памяти и мышлению, с помощью которых создается субъективная модель мира и осуществляются ее преобразования (главы 7, 8, 9). Такая последовательность изложения материала в учебнике продиктована тем, что, по мнению авторов, описание регулятивных процессов раскрывает функциональный аспект психики, объясняет почему и зачем осуществляется психическая активность и как она зависит от внешних и внутренних условий (причин), наряду с этим отдельные познавательные процессы характеризуются собственными закономерностями функционирования. В десятой главе раскрывается проблематика психологии личности, описываются различные подходы к пониманию структуры личности, движущих сил ее функционирования и развития. Приводятся основания классификации индивидуальных различий. В настоящем (третьем) издании учебника главы 1, 2, 3, 5, 6 и 8 представлены в значительно переработанном виде, а другие дополнены с учетом полученных в последние годы данных. Обновлен перечень литературы и тестовых вопросов.

Авторы выражают глубокую признательность всем коллегам, чьи профессиональная заинтересованность и глубокие замечания помогли улучшить структуру и ОГЛАВЛЕНИЕ этой книги. Особый вклад в доработку учебника внесли "стимулирующие" беседы с В. В. Знаковым, В. А. Иванниковым, Е. А. Сергиенко, Ю . Д. Бабаевой, Η. Н. Вересовым, В. П. Роговым, Е. В. Никулиным. Нашу искреннюю благодарность мы адресуем также студентам – активным слушателям курса общей психологии в стенах Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Московского городского психолого-педагогического университета.

Мы верим, что этот учебник послужит надежным компасом в мире современной психологии.