Этапы и технология формирования имиджа

Человек, занимающийся созданием или коррекцией имиджа клиента, называется имиджмейкером. Обычно команда имиджмейкеров состоит из людей различных специальностей, и психолог занимает среди них важнейшее место. Без психологической склейки имиджа и личности клиента создаваемый имидж может оказаться неэффективным и даже принести клиенту вред.

Технологии целенаправленного формирования индивидуального и корпоративного имиджа являются сходными и включают следующие этапы.

1. Формулировка имиджевых целей. Необходимо четко сформулировать послание, которое содержится в желаемом имидже.

2. Анализ имиджевой аудитории. На этом этапе проводятся количественные и качественные исследования имиджевой аудитории.

3. Прорисовка имиджевых характеристик. Составляется список качеств, которые необходимо транслировать имиджевой аудитории.

4. Соотнесение наличных и желаемых характеристик. В результате такого анализа формируются три списка характеристик:

• характеристики, которые имеются у руководителя (организации) и которые работают на создаваемый имидж – их необходимо усиливать и демонстрировать;

• характеристики, которые имеются у руководителя (организации), но снижают или даже разрушают создаваемый имидж; от них необходимо избавляться или же не афишировать.

• характеристики, которые необходимы для создания необходимого имиджа, но отсутствуют у человека (организации). Их необходимо нарабатывать.

5. Выбор средств самопрезентации личности или организации. Здесь подбираются конкретные техники, направленные на достижение имиджевых целей.

6. Вхождение в образсобственно воплощение имиджа в реальной жизни. Этапы вхождения в образ:

1) имитационный образ, рисуемый в собственном воображении; он проигрывается в уме, апробируется. Человек представляет себя уже обладающим желательными качествами, умениями. Продумываются условия, необходимые для воплощения образа;

2) ролевой образ. Осуществляется практическое освоение образа, создается его "внешняя оболочка"; анализируются оценки окружающих;

3) жизненный образ. Вырабатывается стереотип поведения в созданном образе, в итоге образ воспринимается окружающими как реальная личность. Происходит слияние личности с образом.

Техники формирования имиджа делятся на три группы в зависимости от имиджевой цели[1]:

• техники возвышения имиджа; цель – повысить значительность, силу, авторитетность, убедительность образа.

• техники создания узнаваемого образа (бренда); цель – привлечь внимание, запомниться, стать узнаваемым.

• техники формирования позитивного отношения; цель – вызвать положительные чувства: доверие, симпатию, интерес.

К техникам формирования позитивного отношения относятся:

1) повышение внешней привлекательности. Мы уже говорили о взаимодействии индивидуального и корпоративного имиджей. Исследования показывают, что привлекательные внешне люди оцениваются выше по другим значимым для реципиента параметрам. Поэтому так важно уделять внимание внешности руководителей и сотрудников компании. Внешняя привлекательность корпоративной идентичности также имеет большое значение для формирования позитивного отношения к организации: привлекательные логотипы, фирменные бланки, дизайн помещений – все это составляющие позитивного имиджа.

2) позитивный настрой. Известна закономерность: привлекательны те люди, которые хорошо относятся к нам. Следовательно, позитивное отношение к различным группам общественности обеспечивает их ответное позитивное мнение об организации. Непоправимый урон корпоративному имиджу наносят сотрудники, позволяющие себе хамство в отношении посетителей организации, невнимание к их просьбам и потребностям.

3) создание безупречной репутации – обеспечивается планомерной конструктивной деятельностью, выполнением своих функций.

4) позитивные послания группам общественности – выражения благодарности, проявления уважения, поздравления и т.п.

5) личное участие – проявление искреннего интереса к людям, оказание поддержки и реальной помощи;

6) дистанцирование от негативных символов (компрометирующих факторов, фигур, групп). Иногда необходимо применить этот прием в случаях, когда сотрудники организации совершают какие-то неблаговидные поступки. Даже один подобный факт может разрушить имидж, складывавшийся годами. В таких случаях необходимо действовать быстро, не выжидать и не скрывать информацию: выступить с осуждением поступка, продемонстрировав, что осуждается именно поступок, а не система в целом. Это поможет отмежеваться от негативных имиджевых фигур.

Техники создания яркого и узнаваемого образа – это:

1) подбор подходящего имени, названия – очень важен, так как несет информацию о миссии организации;

2) типизация и стилизация имиджа – выбор стиля, оформления, соответствующего целям и миссии организации;

3) использование имиджевой символики: герб, логотип, слоган – также в емкой форме выражают цели и ценности организации;

4) мифологизация образа – создание мифологического контекста с привлечением архетипических образов коллективного бессознательного.

Один из наиболее популярных архетипов, используемых при формировании имиджа руководителя, – архетип "героя". Архетип несет очень мощный эмоциональный заряд, поэтому его использование в имидже оказывает магнетическое влияние на аудиторию. Элементы мифодизайна можно использовать как при создании имиджа руководителя, так и при разработке корпоративного имиджа. Для этого в личную историю руководителя или историю создания организации привносятся элементы мифа. Типичными чертами первичного мифа о герое являются: благородное происхождение героя; угроза жизни при рождении; чудесное спасение; серьезные жизненные испытания; подвиги, победы; заслуженное возвышение. Можно также актуализировать архетип, включая во внешний облик руководителя элементы облика мифологического героя: широкие мускулистые плечи, волевое выражение лица и т.п.

Наконец, к техникам возвышения имиджа относятся:

1) присоединение к безусловным социальным ценностям – т.е. включение в ключевое сообщение ценностей, разделяемым целевыми группами общественности;

2) усиление личной власти;

3) повышение физической силы руководителя;

4) повышение уверенности и внутренней энергии;

5) демонстрация заслуг, достижений, наград;

6) миссионерство – возложение на себя обязательств в решении актуальных социальных задач (благотворительность, спонсорство и т.п.);

7) присоединение к общепринятым авторитетам (контакты и демонстрация хороших, близких отношений с авторитетными людьми, организациями).

Подбор техник для каждой конкретной ситуации необходимо проводить индивидуально, так как все компоненты имиджа находятся во взаимосвязи и влияют друг на друга.