Этапы регистрации торгового знака

Регистрация торгового знака (регистрация логотипа, товарной марки, договоров отчуждения и лицензионных договоров) производится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ФИПС, Роспатент).

В качестве товарного знака (логотипа) может быть зарегистрировано словесное, изобразительное, комбинированное, объемное и т.д. обозначение или комбинации этих обозначений в любом цвете или сочетании цветов.

Регистрация товарных знаков осуществляется в сроки от 12 до 24 месяцев и состоит из четырех этапов.

1. Анализ для установления принципиальной возможности регистрации. Так, например, невозможно зарегистрировать обозначения описательного характера ("Хлебный" по отношению к хлебным изделиям).

2. Патентный или предварительный поиск – проверка по базе данных поданных заявок и уже зарегистрированных товарных знаков.

3. Подача заявки на регистрацию товарного знака.

4. Получение свидетельства о государственной регистрации товарного знака.

Следует отметить, что государственная регистрация товарного знака осуществляется Федеральным институтом промышленной собственности – структурным подразделением Роспатента. Документальный процесс представлен на рис. 5.1.

Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет со дня подачи заявки в регистрирующий орган. В последующем срок действия исключительного права может продлеваться неограниченное количество раз на каждые последующие 10 лет.

Преимущества зарегистрированного товарного знака:

1) приобретение исключительных прав, возможность запрета использования другими лицами и возможность требования возмещения убытков;

2) отсутствие требований от других компаний по ограничению и запрету использования товарного знака;

3) элемент рекламы, продвижения товара;

4) нематериальный актив, который имеет свою стоимость и находится на балансе;

Рис. 5.1. Документальный процесс регистрации товарного знака

5) возможность продажи или сдачи в аренду (лицензионной соглашение, франчайзинг);

6) признак стабильности и позитивной деловой репутации компании;

7) возможность рекламировать свой бренд, поскольку, например, легче получить разрешение на вывеску и т.д.;

8) возможность запрета конкурентам использовать доменное имя в сети Интернет, сходное с товарным знаком.

Ответственность за незаконное использование товарного знака

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены чужой товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Все случаи использования чужого товарного знака можно разделить на определенные группы.

1. Первую группу заимствования чужого товарного знака составляют имена, полностью "паразитирующие" на коммуникативных основах исходного имени, а именно на его форме – звукобуквенном облике. Чаще всего эта разновидность встречается в названиях дешевой продукции, произведенной в странах третьего мира. Причем вполне возможно одновременное существование нескольких названий, в которых изменяются различные графические компоненты имени. Например, известный бренд-нейм Adidas имеет несколько названий-заимствований: Adibas, Adias, Abibas; L'orealLayrel, L'orsse,J'oreade; Casio – Kasio, Radio, Cazio; Armani – Marani; Dolce & GabbanaDolche & Gabana и пр. В данном случае известное исходное имя выполняет идентификационную функцию, имея устойчивую ассоциативную связь в сознании потребителя с качественным товаром. Именно ассоциация востребована правонарушителями. Практически полностью совпадая с названием товарного знака, они создают ложную ассоциативную связь.

2. Вторую группу заимствования чужого товарного знака составляют имена-мимикрии, в которых за счет изменения формы слова-стимула выстраивается ассоциативная связь по смежности. Например, звукобуквенный состав известных иноязычных названий трансформируется, обыгрывая понятные носителю русского языка ассоциации со значением оригинального имени: FairyMaty; Sunlight – Sunshine;

Blend-a-med – Беламед, Blend-a-dent; Техномаркет – Tex- маркет, Евросеть – Евросити, Фронда-мебель – Онда- мебель, NiveaLivia. В данном случае имена-заимствования отражают как формальное сходство, так и уподобление исходному имени в содержательном аспекте. Звуковое соответствие в этом случае гораздо слабее, чем в предыдущей группе, но коммуникативно-регулятивный эффект имени усиливается выраженной мотивационной связью, где структурным мотиватором является стимул, а лексическим – слово, лексическое значение которого очевидно либо может быть реконструировано, угадано. Например, слово Nivea структурно мотивирует появление ассоциага Livia, а лексическим мотиватором в данном случае выступает английское слово Live ("жизнь"), о чем говорилось и в рекламном слогане данной фирмы: "Livia – это жизнь!". Название известнейшего напитка Pepsi Cola послужило структурным мотиватором для создания названия газированной воды Persi Cola, где лексическим мотиватором становится слово персик, т.е. напиток – персиковая кола.

3. Третья группа заимствования чужого товарного знака основана на том, что имена-ассоциаты, помимо уподобления форме, фонетическому облику и грамматической природе слова-стимула, актуализируют возможности собственной семантической структуры слова. В данном случае на первое место выступает изменение смысла слова-стимула, а затем – его звукобуквенной формы. Название, в котором используется подобный прием вербальной мимикрии, может быть похожим на название известного бренда, но при этом развивать собственный смысл и вызывать определенные ассоциации в сознании носителей русского языка, например: Гурман и Вкусман, Маленькая фея – Миленькая фея, Помидорка – Томатка, Магги – Магия вкуса. В данном случае оказываются задействованными коммуникативные возможности лексического значения слова-стимула и ассоциага. Данная пара может быть связана отношениями синонимии (помидор – томат), парономазии (магги – магия, маленькая фея – миленькая фея), тематической близости (гурман – вкус).

4. На российском рынке среди отечественных производителей наиболее распространена специфическая разновидность заимствования чужого товарного знака, которая основана на уподоблении ассоциата стимулу, которое создается за счет добавления к известному, например, с советского периода или популяризированному позже названию продукта образного определения, эпитета. Например, известное название колбасы Докторская и заимствования – Докторская оригинальная, Докторская к чаю и др. При этом высокое качество исходного продукта ассоциативно переносится на название – заимствования[1].

Незаконное использование торговой марки или сходного с товарной (торговой) маркой обозначения влечет за собой гражданскую, административную, уголовную ответственность.

1. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

2. Правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарной марки или сходного с ним до степени смешения обозначения.

3. Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

– в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

– в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования торговой марки, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарной (торговой) марки.

4. Незаконное использование чужой товарной марки, знака обслуживания, наименования места происхождения продукта или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается:

– штрафом до 200 000 руб. или в размере заработной платы, или иной прибыли осужденного за период до 18 месяцев;

– либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов;

– либо исправительными работами на срок до двух лет.

5. Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированной в России торговой марки или наименования места происхождения продукта, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается:

– штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного профита осужденного за период до одного года;

– либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов;

– либо исправительными работами на срок до одного года.

6. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются:

– штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы, или иной прибыли осужденного за период от одного года до двух лет;

– либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;

– либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Динамика регистрации товарных знаков в Российской

Федерации представлена в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Динамика регистрации товарных знаков в Российской Федерации[2]

Показатель

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Зарегистрировано знаков, из них:

47 087

52 984

57 262

57 112

50 107

56 848

59 717

на имя российских заявителей

26 460

29 589

31 502

30 024

26 448

32 735

33 252

на имя иностранных заявителей

20 627

23 395

25 760

27 088

23 659

24 ИЗ

26 465

из их по процедуре Мадридского соглашения

12 701

14 567

15 388

16 738

15 113

14 829

16 083

Статистика рассмотрения арбитражными судами дел об интеллектуальной собственности за период с 2011 по 2012 г. представлена в табл. 5.2.

Таблица 5.2

Статистика рассмотрения арбитражными судами дел об интеллектуальной собственности[3]

Категории дел

Количество рассмотренных дел

Количество дел, по которым удовлетворены требования (по стр. 3, 4 – отменены, изменены судебные акты)

1 п/г 2011

1 н/г 2012

1 п/г2011

1 п/г2012

Рассмотрено дел судами первой инстанции:

Связанных с охранной интеллектуальной собственности

1

1447

2025

791

1100

из

них

Об обжаловании решений Роспатента

1.1

121

116

34

25

в том числе

По товарным знакам

1.1.1

84

100

25

21

По изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам

1.1.2

18

8

7

2

О защите исключительных прав

1.2

1294

1857

740

1046

В том числе

Авторских и смежных прав

1.2.1

784

862

450

487

Патентных прав

1.2.2

61

57

24

21

На селекционные достижения

1.2.3

2

5

0

3

На топологии интегральных

1.2.4

0

0

0

0

На секрет производства (ноу-хау)

1.2.5

3

7

1

2

На средства индивидуализации

1.2.6

387

743

239

447

Прав на товарные знаки

1.2.6Л

295

603

184

363

Прав на фирменное наименование

1.2.6.2

80

103

49

67

ИЗ

строки

1.2

Возмещение убытков или взыскание компенсации

1.2.7

580

632

362

427

Конфискация котрафактных экземпляров и оборудования

1.2.8

4

4

3

2

Ликвидация

1.2.9

0

1

0

0

О привлечении к административной ответственности за незаконное использование

2

2453

2012

1418

1322

Рассмотрено дел, связанных с охраной интеллектуальной собственности в апелляционной инстанции

3

569

760

113

146

% к количеству дел, связанных с охраной интеллектуальной собственности в апелляционной инстанции

3.1

14,6

18,8

2,9

3,6

Рассмотрено дел, связанных с охраной интеллектуальной собственности в кассационной инстанции

4

250

330

42

45

% к количеству дел, связанных с охраной интеллектуальной собственности в кассационной инстанции

4.1

6,4

8,2

1,1

М

Статистическая информация о преступлениях незаконного использования товарных знаков за период с 2006 по 2011 г. представлена в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Статистическая информация о преступлениях незаконного использования товарных знаков[4]

Показатель

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Выявлено преступлений в отчетном периоде

878

924

566

554

505

383

Направлено в суд

177

190

295

268

238

123

Установленная сумма ущерба, тыс. руб.

110 222

87 389

102 225

101 218

379 957

302 175

По данным МВД России[5], к рисковым категориям товаров, среди которых наиболее часто встречается контрафактная продукция, относятся:

• одежда и обувь;

• парфюмерия и косметика;

• алкогольная и табачная продукция;

CD- и DVD-диски;

• кожгалантерея, часы, аксессуары, бытовая техника;

• фармацевтическая продукция.

По данным Роспатента[6], к таким рисковым категориям товаров относятся:

• продукты питания: консервы, колбасные изделия, кофе, чай, растительное и сливочное масло;

• алкогольная продукция и минеральные воды;

• промышленные товары: трикотажные, швейные и чулочно-носочные изделия;

• товары бытовой химии, игрушки, парфюмерия и косметика;

• интеллектуальная собственность (CD- и DVD-музыка, фильмы, компьютерные игры и программное обеспечение);

• лекарственные препараты.

По данным таможенных органов[7], основными товарами, задержанными в 2007 г. по делам о незаконном использовании товарных знаков, явились:

• продукты питания;

• кондитерские изделия (в том числе конфеты);

• спортивная одежда и обувь;

• парфюмерия.

По оценкам Международной торговой палаты[8], торговля контрафактной продукцией во всем мире составляет 5–7% от объема всей международной торговли товарами, что в абсолютных величинах составляет порядка 500 млрд долл. США в год.

По официальным данным Роспатента[6], оборот всей поддельной продукции, включая товары народного потребления, на российском рынке составляет 80–100 млрд руб. в год, в результате чего экономика недосчитывает 1,5 млн рабочих мест, а госбюджет – 30 млрд руб. По неофициальным данным, оборот контрафактной продукции в Российской Федерации значительно больше и оценивается в 150–200 млрд руб. в год. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, одни только прямые убытки от контрафактной продукции и пиратства в мире превышают сегодня 100 млрд долл. в год. По данным ГИАЦ МВД России, в 2008 г. правоохранительными органами выявлено 13 тыс. преступлений, связанных с производством и оборотом фальсифицированных и контрафактных товаров. Всего в 2008 г. выявлено и признано судами 10,2 млн единиц контрафактной продукции.

Можно проиллюстрировать охрану товарного знака в России следующим примером. Компания Louis Vuitton выиграла дело об использовании ее товарных знаков в рекламе других товаров. В период с 22 октября по 28 ноября 2007 г. на телеканалах в пределах Российской Федерации – "Муз ТВ", "Первый канал" – демонстрировался рекламный ролик под названием "Встреча", содержащий рекламу товарного знака "Сокос". По ходу сюжета демонстрировались сумка и чемоданы, маркированные изображениями стилизованных цветков, которые сходны до степени смешения с изобразительным товарным знаком Louis Vuitton, при этом никакого акцента на изображение на чемоданах рекламодатель не делал. Чемодан выступал в качестве аксессуара в руках у девушки, рекламирующей напиток.

Суд признал, что использование в рекламном ролике под названием "Встреча" чемоданов и сумок, на которых имеются изображения, сходные до степени смешения с изобразительным товарным знаком истца в виде стилизованных цветков, является использованием чужого известного товарного знака в рекламе другого товара, могло ввести в заблуждение потребителей рекламы относительно самого рекламируемого товара и вызвать ассоциативный ряд с аксессуарами и товарами истца.

Апелляцию и кассацию ответчик проиграл, а в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ему было отказано.

А значит, суд счел демонстрацию товарного знака в ролике третьего лица незаконным использованием этого товарного знака.