Лекция 33. Этапы реформирования государственных финансов

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

– этапы реформирования;

– основные особенности реформирования межбюджетных отношений;

– понятие бюджетирования по результатам;

– основные направления и логику бюджетной реформы;

уметь

– отличать бюджетные учреждения от автономных;

– привести основные новации бюджетного процесса в рамках реформы;

владеть навыками

– раскрытия особенностей этапов реформирования государственных финансов в Российской Федерации;

– построения бюджета на основе принципа "скользящей трехлетки".

В свете последнего десятилетия реформирования экономики России в стране наметились тенденции к приближению законодательства РФ к мировым стандартам. Россия активно участвует в мировом процессе интеграции и глобализации, является членом и председательствует в ключевых международных организациях. Сложившаяся ситуация потребовала реформирования государственных финансов страны, а также приведение норм бюджетного законодательства в соответствие с международной практикой управления общественными финансами.

В представленной главе авторами проведена работа по структуризации процесса реформирования государственных финансов в Российской Федерации, выделены и последовательно раскрыты его этапы.

Ключевые понятия

Метод "скользящей трехлетки", понятие "администратор бюджетных средств", действующие расходные обязательства, принимаемые расходные обязательства, основные виды реорганизации госучреждений, нормативно-подушевое финансирование, государственный (муниципальный) социальный заказ, понятия "учреждение", "автономное учреждение"

В процессе реформирования государственных финансов в Российской Федерации можно выделить три последовательных этапа (рис. 33.1).

Рис. 33.1. Этапы реформирования государственных финансов в Российской Федерации

При этом данная последовательность этапов реформирования отражает проведение единой политики на трех уровнях организации государственных финансов в Российской Федерации (макро-, мезо- и микроуровнях).

Следует отметить, что основные начала реформы управления общественными финансами в России были заложены еще в 1999 г., с момента подготовки к реализации Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 годах, одобренной постановлением Правительства от 30.07.1998 № 862. Необходимость реформирования межбюджетных отношений была вызвана, прежде всего, отсутствием комплексного подхода к выравниванию социально-экономического развития регионов. В рамках данной Концепции произошло формирование системы из пяти фондов финансовой помощи регионам, законодательное закрепление которых осуществилось в 2005 г.

Следующий этап реформы межбюджетных отношений связан с реализацией правительственной Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 № 584. Суть проведенной в 2003–2005 гг. реформы межбюджетных отношений заключалась в разделении уровней бюджетной системы с четким определением их доходов и расходов (обязательств) на постоянной основе. Целью Программы было заявлено "формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей проводить на региональном и местном уровне самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней". При этом построение такой системы бюджетного устройства было направлено на достижение экономической эффективности, т.е. создание стимулов для региональных и местных властей к проведению структурных преобразований, повышение бюджетной ответственности в процессе управления общественными финансами, а также обеспечение социальной справедливости и территориальной интеграции.

Для достижения этих целей в рамках реализации Программы были предприняты следующие меры:

1) в соответствии с реформой местного самоуправления было введено два уровня местных бюджетов, то есть, фактически, бюджетная система РФ стала четырехуровневой;

2) были введены четкие правила разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы;

3) обеспечено право и обязанность региональных и местных органов власти принимать, в рамках федерального законодательства, самостоятельные решения по организации бюджетного процесса, формированию расходов и доходов своих бюджетов. Для этих целей в БК введено понятие "расходные полномочия";

4) произошло введение "жестких" бюджетных ограничений, ставящих региональные и местные власти в зависимость не от вышестоящего бюджета, а от результатов собственной политики;

5) закрепление нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ устанавливалось БК, а не ежегодными законами о бюджете;

6) были введены новые формы и принципы распределения межбюджетных трансфертов, в соответствии с которыми финансовая помощь из федерального бюджета РФ предоставлялась через пять фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов.

Таким образом, главным результатом реформы межбюджетных отношений стало расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти в процессе реализации бюджетных полномочий.