Этапы реформирования государственной гражданской службы

В зарубежных средствах массовой информации, опираясь в основном на советский опыт, распространено мнение об "управляемой демократии" в России. Что касается советского периода, то здесь не возникает особых проблем. Действительно, советская демократия была управляемой и управлялась она коммунистической партией. Что касается нынешней ситуации, когда президент опирается на победившую па выборах партию "Единая Россия", то это ничего не говорит об "управляемой демократии". Большинство президентов или премьеров в мире приходят к власти в основном как лидеры тех или иных политических партий. Поэтому разговоры о российской "управляемой демократии" - это политический прием давления на наших руководителей политической власти и государственный аппарат.

Понятие "управляемой демократии" в отношении России и многих других народов, которые отстаивают свой суверенитет, просто навязывается некоторыми центрами глобального влияния. Российская модель демократии может быть названа "суверенной демократией", поскольку мы хотим быть открытой нацией среди других открытых наций и сотрудничать с ними по справедливым правилам, а не управляться извне. Разгул коррупции и ее проникновение во все государственные и социальные структуры говорит о том, что в России не отпала необходимость строительства вертикали власти как политической, так и административной.

Преобразование административной вертикали власти осуществляется для повышения эффективности государственного управления, формирования и развития системы гражданской службы, ее отдельных видов, качественной подготовки и рационального использования кадрового состава государственных органов. Укрепление гражданской службы в Российской Федерации является важнейшим инструментом выстраивания административной вертикали, а также проводимых в обществе и государстве преобразований, связанных с развитием социальной сферы, национальной безопасности, формированием институтов гражданского общества и правовой культуры российских граждан. Ее обновление рассматривается как приоритетное в области современного государственного строительства.

Осуществление преобразований в сфере государственной гражданской службы осуществляется в несколько этапов. Первый этан, который можно назвать подготовительным, начался с конца 1993 г. и завершился в середине 2003 г. В это время были приняты Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе", Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утв. Президентом РФ 15 августа 2001 г.)1, Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации". Все эти законы и указы имели рамочный характер, намечали лишь возможные пути осуществления тех или иных институциональных структур. Этот этап характеризовался формированием научного подхода к осуществлению модернизации института государственной (гражданской) службы страны в целом.

Второй этап начался с принятия Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который вступил в силу с 1 февраля 2005 г. Он сформулировал и нормативно закрепил деятельность лишь одного из видов государственной службы - гражданской службы. Для реального осуществления этого закона в течение 2004-2010 гг. было принято около 10 федеральных законов, более 30 указов Президента РФ и множество постановлений Правительства РФ, в которых апробировались, нормативно оформлялись и совершенствовались механизмы функционирования данного вида государственной службы, стабилизировалась его структура, оптимизировался состав гражданских служащих.

В качестве координатора реализации мероприятий, предусмотренных федеральными законами и подзаконными актами, была определена Администрация Президента РФ. Непосредственно функции, связанные с реформированием государственной службы, осуществляет образованное в структуре Администрации Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров. Одной из его задач является содействие Президенту РФ в определении основных направлений реформирования и развития государственной службы, в обеспечении согласованного взаимодействия органов государственной власти по этим вопросам.

В планах реформирования гражданской службы предусматривается большая работа по установлению объективного соотношения должностей федеральной гражданской службы и типовых должностей гражданской службы субъектов РФ, а также соотношение должностей федеральной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы. Предполагается, что указом Президента РФ будет установлено соотношение классных чинов, воинских и специальных званий по всем видам государственной службы. Но пока эта работа не выполнена.

Особое внимание уделяется содержанию программ реформирования гражданской службы в субъектах РФ. Эта работа в большинстве субъектов Федерации проводится достаточно планово, последовательно и в меру эффективно. В рамках реализации региональных программ реформирования гражданской службы проводятся соответствующие мероприятия по осуществлению "пилотных" проектов и экспериментов с участием как федеральных государственных органов, так и зарубежных партнеров. Данная работа была проведена в органах исполнительной власти и местного самоуправления в Чувашской Республике, Красноярском крае, Самарской и Саратовской областях.

Проведенное реформирование гражданской службы показало достаточно много нестыковок в механизме ее функционирования, некоторое количество поставленных задач так и не было решено, несмотря на то, что сделано немало важных шагов для их реализации. Новое построение структуры федеральных органов исполнительной власти не обеспечило должного развития и эффективной работы этих органов. В российской истории вообще не отмечено сколько-нибудь значительных преобразований, прошедших легко, гладко и без сопротивления со стороны "реформируемого материала".