Этапы развития политической философии

Хотя политическая философия по своему содержанию сохраняет определенную целостность, возвращается к осмыслению и переосмыслению достаточно ясно очерчиваемого круга проблем, в ее развитии можно выделить несколько этапов.

Предыстория

Начало этого этапа уходит глубоко в историю, а завершение его можно отнести примерно к середине XVIII столетия. На этом этапе политическая философия развивалась в рамках собственно философии Античности, Средних веков, Нового времени. Так, Сократом, Платоном, Аристотелем на материале осмысления опыта античного полиса был заложен фундамент идей политической философии.

Аристотелем впервые были сформулированы идеи трех видов политических устройств – монархии, аристократии и политии, которую часто не совсем точно отождествляют с демократией. У Аристотеля под политией понимается правление большинства ради общей пользы, и он часто использует это понятие для обозначения практически любого государственного устройства, а то и просто формы общения свободных людей. От этих трех основных видов государственной власти, но мнению Аристотеля, отклоняются соответственно: от монархии – тирания, основанная на насилии; от аристократии – олигархия, основанная на богатстве; от политии – демократия, основанная на бедности. Аристотелем же описана и динамика перехода (вырождения) демократии в олигархию и тиранию.

Согласно Аристотелю, гражданином может считаться только тот, кто участвует в выработке и принятии законов, суде, чья деятельность направлена на утверждение добродетели и кто имеет для этого досуг – время, свободное от забот о вопросах первой жизненной необходимости. Поэтому ремесленники, например, для Аристотеля гражданами не являлись. Аристотель также полагал, что в правильно организованном государстве для предотвращения распрей наибольшая собственность не должна превышать наименьшую более чем в пять раз. Не менее актуально звучит его соображение о том, что величайшие преступления совершаются не из-за нужды, а из стремления к излишкам или также большим почестям.

В республиканском Риме политика понималась как дела гражданской общины (civitas) и реализация добродетелей, таких как мужество (virtus), справедливость (ius), свобода (libertas). Выдающийся вклад в политическую философию внес и опыт Римской империи, формирование римского права. Этот опыт был глубоко и систематически осмыслен Цицероном, римскими историками.

Не следует забывать и о вкладе древнекитайской мудрости. Лао-цзы, Чжуан-цзы, Конфуцием (Кун-цзы) были сформулированы представления о мудром правителе, правила мудрого правления.

Средние века связаны с доминированием религиозного понимания легитимации государственной власти с помощью сакральных авторитетов, прежде всего церкви (Августин, Альберт Великий, Фома Аквинский). Вместе с тем Д. Уиклифом, Данте Алигьери, Ж. Боденом предпринимались попытки поиска светской легитмности власти, независимой от церкви, в городах формировалось общественное самоуправление, накапливался опыт работы профессиональных гильдий, магистратов.

Средневековый "спор об универсалиях" (о природе общих понятий) привел к формированию двух радикально противоположных философских позиций, проявляющихся и в наше время. Реалисты (платонисты) полагают, что общие понятия имеют онтологический статус существования до реальных вещей. Номиналисты же полагают, что реально существуют только вещи, данные в эмпирическом опыте, а общие понятия – не что иное, как социальная конвенция об использовании специальных "общих имен", обозначающих группы предметов, объединяемых наличием у них общих свойств.

Нетрудно заметить, что реалисты принимают существование некоего трансцендентного (не данного в эмпирическом опыте) "мира идей", определяющих сущность наблюдаемых явлений и процессов. Применительно к политической проблематике реализм (платонизм) лежит в основе практически всех фундаменталистских концепций, апеллирующих к трансцендентным основаниям природы власти, морали. Номиналистская позиция нашла наиболее полное выражение в политической сфере в идеологии либерализма, отчасти марксизма.

Эпоха Возрождения (Л. Бруем, М. Пальмиери, Д. Манетти) принесла тему гражданского гуманизма и справедливости как не просто добродетели, но и основания политической практики.

В дальнейшем в политической мысли четко сформировались две тенденции. В рамках одной (А. Бручоли, Т. Кампанелла, Т. Мор, Ф. Бэкон) разрабатывались идеальные модели "наилучшего" государства ("утопии") как реализация моральных добродетелей. В рамках другой (Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини, Г. Контарини) предпринимались попытки разработки представлений о политике как конкретной практике осуществления власти. Именно эта тенденция автономизации политики от морали в Новое время привела к формированию собственно политической философии.

Отцы-основатели

В истории политической философии существует ряд ключевых мыслителей, чьи идеи образуют классическое наследие этой дисциплины. Постоянное возвращение к этому наследию позволяет сделать вывод о трансисторическом осмыслении политической теории и практики, сделанном этими мыслителями. Именно благодаря им можно говорить о выделении политической философии в относительно самостоятельную дисциплину.

Так, в работах Т. Гоббса "О гражданине", "О государстве" и особенно "Левиафан" были поставлены проблемы о соотношении социума (государства) и личности, о государстве как некоей внеприродной сущности. Это позволило различать в философии помимо философии природы (philosophia naturalis) философское осмысление общества и государства (philosophia moralis и philosophia civilis).

Выдающийся вклад в политическую философию, политическую теорию был сделан Н. Макиавелли, Г. Гроцием, Ж. Боденом, исследовавшими, каким образом государство может обеспечивать успешную жизнедеятельность общества, справедливое его обустройство, обеспечение благ, эффективное правление.

Теоретиком гражданского общества Д. Локком была впервые сформулирована идея о разделении властей.

Ж.-Ж. Руссо выдвинул развернутую критику разделения властей и впервые сформулировал идею общественного договора.

Круг этих идей лег в основу лозунгов и практики Великой французской революции, в становление американской демократии.

Термин "политическая философия" был впервые предложен И. Гердером в его работе в 1784 г.

В 1842–1843 гг. Г. Брогэм опубликовал первое систематическое исследование, посвященное собственно политической философии: книга в двух томах так и называлась – "Политическая философия".