Этапы расширения Европейского Союза

За полвека своего существования Европейские сообщества, а затем Евросоюз расширились с шести до 28 членов. Расширение Европейских сообществ будущего Евросоюза начитывает семь этапов.

1. Образование в 1951 – 1957 гг. сообществ шестью государствами (Францией, Германией, Италией, Бельгией, Голландией и Люксембургом).

2. Вступление через 15 лет, в 1972 г., в сообщества еще трех государств – Великобритании, Ирландии и Дании (их вступление сопровождалось трудностями: 15 лет ждала своей очереди Великобритания; Ирландии пришлось изменять конституцию, не допускавшую членства этой страны в союзах, ограничивающих ее суверенитет; в Дании решение о вступлении в Евросообщества было принято на референдуме с минимальным перевесом). Народ Норвегии на референдуме проголосовал против вступления страны в сообщества).

3. В 1980-е гг. в сообщества были приняты три южноевропейских государства, освободившихся от фашистской диктатуры, – Греция (1981 г.), Испания и Португалия (1986 г.), число членов Сообществ увеличилось до 12.

4. В 1995 г. в Евросоюз были приняты три высокоразвитых нейтральных государства – Швеция, Финляндия и Австрия; таким образом, членами ЕС стали 15 стран.

5. В 2004 г. в Евросоюз вступили 10 новых государств – Польша, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Мальта, Кипр, Словакия, Словения. Это было самое крупное расширение ЕС за все время евроинтеграции.

6. 1 января 2007 г. в Евросоюз были приняты Болгария и Румыния. Однако принятие этих стран впервые в истории Евросоюза было осуществлено с условием: в течение трех лет данные страны, уже находясь в Евросоюзе, должны были "подтянуть" некоторые сферы жизни до стандартов Евросоюза.

7. С января 2012 г. в Евросоюз была принята Хорватия.

Каковы условия принятия в Союз новых государств-членов? Непосредственно в учредительном договоре закреплены две группы требований (ст. 49 Договора о ЕС).

Во-первых, государство должно быть "европейским", правда, сам этот термин не расшифровывается. На практике понятие "европейское государство" характеризует не только и даже не столько его географическое положение, сколько культуру страны, включая ее политические и правовые традиции.

Во-вторых, государство, желающее стать членом ЕС, должно уважать демократические принципы конституционного строя, которые закреплены в Договоре о ЕС (§ 1 ст. 6): принципы "свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства".

Наряду с формальными условиями, закрепленными в Договоре о ЕС, к государствам-кандидатам предъявляются и другие требования. Важнейшие среди них два, относящиеся к экономической и правовой системам страны-кандидата.

Речь идет прежде всего о достаточно высоком уровне экономического развития, который должен быть сопоставим со средним уровнем ЕС. Слабо развитое в экономическом отношении государство практически нс имеет шансов на вступление в Союз, даже если оно в остальном отвечает предписаниям ст. 49 Договора.

Не менее важное значение имеет требование привести национальное законодательство в соответствие с правом ЕС – причем сделать это нужно заранее, еще до момента вступления. Данное условие фактически означает необходимость осуществить реформы многих отраслей внутреннего права и законодательства государств-кандидатов, что занимает обычно длительное время.

Из сказанного видно, что процесс вступления в ЕС не может быть делом одного дня. Необходима основательная подготовка со стороны государства-кандидата, в том числе подготовка своей правовой системы к интеграции в право Союза.

Процедура вступления новых государств-членов в ЕС, как и условия вступления, установлена в ст. 49 Договора о ЕС.

1. Первый шаг – подача заинтересованным государством заявления (заявки) с просьбой принять его в члены ЕС.

Заявка подается в Совет Европейского Союза – главный законодательный орган этой организации. Совет принимает решение по ней единогласно, что предполагает поддержку со стороны всех входящих в ЕС государств-членов. До принятия решения Совет также должен провести консультации с Европейской комиссией – главным исполнительным органом ЕС и получить согласие представительного института сообществ и Союза – Европейского парламента.

2. На практике принятию решения о вступлении предшествует еще один этап, по времени самый длительный, – переговоры государства-кандидата с Комиссией. В ходе этих переговоров предварительно согласовываются конкретные условия и сроки присоединения нового государства к Союзу, а также проверяется выполнение государством-кандидатом требований, предъявляемых для приема в эту организацию (см. выше).

3. Источником права, на основании которого осуществляется вступление в Союз новых государств-членов, служит договор о присоединении. Его заключают между собой государства – действующие члены ЕС, которые вместе выступают как одна сторона, и одно или несколько государств-кандидатов.

4. Чтобы вступить в силу, договор о присоединении нуждается в ратификации всеми государствами – членами Союза. Таким образом, для вступления в ЕС наряду с выполнением ряда существенных требований экономического и политико-правового характера требуется получить согласие каждой из входящих в него стран, а также согласие органа, представляющего народы Союза в целом, – Европейского парламента.