Этапы процесса принятия и реализации решений

Схема процесса принятия решения приведена на рис. 12.1 и включает корректировку целей, анализ проблемы, прогнозирование, определение вариантов действия (анализ альтернатив), выбор наилучшего варианта (решение), организационно-практическую работу по реализации этого решения.

Рис. 12.1. Схема процесса принятия решения

Процесс разработки и принятия управленческого решения является составной частью более общего управленческого процесса, который так же, как и любой производственный процесс, подразделяется на основной, вспомогательный и обслуживающий. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого решения, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче управленческого решения. К вспомогательным - все те, которые создают условия для протекания основных и обслуживающих процессов.

Опишем подробнее основной процесс принятия решений. Любая целенаправленная деятельность человека неразрывно связана с процессами планирования. В свою очередь, любой процесс планирования можно представить в виде последовательности процессов принятия решений, причем каждое решение есть результат определенной плановой задачи и может быть представлен в виде логической схемы (рис. 12.2).

Рис. 12.2. Основные элементы рационального планирования

Представление планирования как комплекса решаемых задач универсально и характеризуется тем, что, во-первых, не зависит от содержания планируемого объекта; во-вторых, допускает иерархическое представление; в-третьих, решение задачи может быть увязано с любым конечным интервалом времени. Справедливо и обратное утверждение: задачу принятия решения можно трактовать как задачу выбора варианта плана, а процесс принятия решения в целом - как процесс разработки плана. Принятие решения является основным элементом деятельности менеджера и, как правило, сопряжено с выбором направления действия для достижения целей организации.

Процесс принятия решения можно представить в виде нескольких стадий, состоящих из этапов и операций. Отдельные авторы по-разному подходят к выявлению этапов, операций и по-разному относят их к стадиям. Разберем более полную, на наш взгляд, схему описания процесса принятия управленческих решений.

К основным стадиям процесса принятия решения относят: 1) осознание необходимости принятия решения (разведывательная); 2) проектирование альтернатив (проектная); 3) принятие и реализацию управленческого решения (выбора). Каждая из приведенных стадий предполагает выполнение определенных этапов, процедур и операций. В табл. 12.1 представлен перечень, включающий стадии, этапы и операции разработки управленческого решения.

Таблица 12.1. Стадии, этапы и операции разработки управленческого решения

Стадии

Этапы

Операции

1. Осознание необходимости принятия решения (разведывательная)

1.1. Возникновение проблемы

Установление причины возникновения проблемной ситуации (ПС)

Определение характера ПС

1.2. Формализация проблемы

Постановка цели для задач принятия решений

Выявление ограничений ДЛЯ задач принятия решений

Создание и формализация модели принятия решения

2. Проектирование альтернатив (проектная)

2.1. Определение и выбор критериев для принятия решения

Установление критериев выбора

2.2. Разработка и формулирование множества альтернатив

Проектирование альтернатив (действий по устранению ПС)

Оценка возможных последствий

3. Выбор и реализация управленческого решения (выбора)

3.1. Выбор наилучшего решения

Описание методов выбора альтернатив

Сравнение альтернатив

Определение и оценка риска

Принятие решений (выбор альтернатив)

3.2. Организация работ но выполнению решения

Организация выполнения решения

3.3. Оценка последствии принятого решения (мониторинг)

Контроль и анализ процесса выполнения решения

Стадия 1. Разведывательная.

Проблемы или проблемные ситуации возникают в организациях либо вследствие несовпадения фактических значений параметров управляемого объекта с целевыми (нормативными, плановыми параметрами), либо вследствие возможности появления таких отклонений в будущем в случае неприятия упреждающих мер, либо вследствие изменения целей управления. Если проблемная ситуация неочевидна, то ее решение неоднозначно и процесс принятия решения требует структуризации, которая позволяет определить этапы и процедуры, направленные на решение проблемы для конкретной ситуации. Данный процесс сводится к построению с помощью алгоритмов либо блок-схем, так называемых оперограмм разработки управленческих решений.

После выявления причины возникновения проблемы ее формализуют - определяют ее характер: "угроза" существующему положению или "новые возможности", а также выявляют сильные и слабые стороны организации, т.е. на основе имеющейся информации проводят СВОТ-апализ.

Постановка цели для задач принятия решений .заключается в осознании ЛПР проблемы, для решения которой возможно использование различных альтернатив (вариантов действия), а принятие решения заключается в выборе одной из них.

В качестве ограничений для задач принятия решений выступают: время решения, средства решения, информация, финансы, материалы и др.

Формализация проблемы предполагает создание модели проблемной ситуации (математической или информационной модели, где варианты действий представлены как совокупности характеристик).

Стадия 2. Проектная.

Проектирование альтернатив начинается с этапа выбора критерия принятия решения и представляет собой требования, отражающие систему предпочтений или одну из ее сторон. При выборе критериев для принятия решений ЛПР руководствуется системой нормативов, по которой и сравнивают альтернативное решение. Назначение критериев - обеспечить эффективность принимаемых решений. Критерии при принятии решений служат стандартом ограничения, так как сужают деятельность менеджера в принятии решения.

Проектирование альтернатив сводится к разработке вариантов действий, удовлетворяющих выявленным ограничениям и установленным критериям на основе сбора необходимой информации. Для этого могут быть использованы различные методы, например "мозгового штурма", Дельфи и др. Оценка возможных последствий проектируемых альтернатив (стратегий действий) проводится на основе выбранной модели по методу: что произойдет в системе, если будут приняты альтернативы А;. (рис. 12.3).

Стадия 3. Выбор.

Выбор управленческого решения включает методы выбора альтернатив и зависит от степени структурированности проблемы. В соответствии с классификацией проблем, предложенной Г. Саймоном, выделяют структурированные, слабо структурированные и неструктурированные проблемы. Для структурированных проблем используют методы количественного анализа, позволяющего выбирать оптимальные решения на основе экономико-математических методов. В качестве критериев оптимизации выбирают размеры прибыли или затрат, объемы продаж, доходов и др. Для выбора решения слабо структурированных или неструктурированных проблем используют взвешенные критерии на основе экспертных оценок. В этом случае выбирают удовлетворительное решение, т.е. решение, выбранное в соответствии с заданными критериями, удовлетворяющее поставленным ограничениям и способствующее устранению проблемы.

Результатом сравнения альтернатив является выбор такой альтернативы, которая устраняет имеющуюся проблему. Сравнение альтернатив может выполняться несколькими методами.

Идентификация возможных отрицательных последствий выбранной стратегии осуществляется с помощью риска и включает в себя также методы компенсирования данного вида риска.

Процесс принятия решения (выбор альтернатив) может выполняться (и чаще всего выполняется) единолично лицом, принимающим решения, группой менеджеров либо согласованием.

Организация выполнения решения заключается в составлении плана реализации данного решения и доведения его до конкретных исполнителей в виде указаний, распоряжений, приказов и др.

Мониторинг выполнения решения проводится на основе обратной связи, через анализ поступающей информации о ходе реализации решения, оценке решения проблемы и возникновении новой ситуации. Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного плана и описание методов принятия решения, а также их информационное обеспечение. Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса, но каждый раз она имеет особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, а также стиль работы менеджера. Представленная па рис. 12.1 схема процесса принятия управленческого решения отображает только логику управленческой деятельности. На практике этот процесс более сложен и допускает параллельность выполнения ряда процедур, что позволяет значительно снизить время принятия решений.

Для эффективного и своевременного принятия управленческого решения большое значение имеет разработка методологических основ и приемов, моделирующих и обобщающих описанную выше схему.