Этапы продуктивного урока

Рассмотрим последовательность этапов полного продуктивного урока. Согласно модели продуктивно организованной деятельности их должно быть семь, но если педагог решит объединить или упустить некоторые виды практики, то может быть и меньше. На некоторых учебных занятиях могут отсутствовать тестирование или изучение нового материала – это лишь модифицирует, но не отменяет процесс продуктивной деятельности. 1

Пропедевтическая (подготовительная) практика

В подавляющем большинстве случаев во вводной части урока организуется пропедевтическая (подготовительная) практика, целью которой является:

1) проверка домашнего задания;

2) повторение пройденного;

3) установление уровня готовности учеников к продолжению эдукации;

4) отработка процедур тестирования.

Чтобы успешно усваивать новые знания, формировать новые умения и навыки, необходимо добиться обстоятельного усвоения пройденного материала. Этот принцип последовательности нужно реализовать в полном объеме: там, где он нарушается, продуктивность эдукации невысокая. Последовательность, постепенность, прочность – нерушимые опоры данного этапа.

Установление уровня готовности учеников продолжать обучение и продолжение его лишь после достижения необходимого уровня – новые элементы, привнесенные продуктивной технологией. Эдукация может быть продолжена только тогда, когда достигнут запроектированный уровень владения знаниями, умениями. Если он не достигнут, то переход к следующему этапу запрещен (рис. 12.3). Это суровое требование диктуется гарантией достижения продукта заданных количества и качества. Очевидно, что если хотя бы один урок окажется непродуктивным, то гарантированный высокий показатель на выходе процесса недостижим. Прочность цени определяется прочностью ее самого слабого звена: так и учебно-воспитательный процесс в целом не может быть продуктивнее своего самого непродуктивного урока.

Рис. 12.3. Пропедевтическая практика

Чтобы выявить уровень подготовленности учеников, урок начинается с фронтального выполнения практических заданий,

в которых воспроизводятся знания и умения, изученные раньше. Уже на первой минуте урока педагог предлагает задание (тест, диктант, любой другой вид фронтальной практической работы), выполнение которого засвидетельствует, можно ли переходить к изучению нового материала, формированию новых умений. Это задание должно быть коротким, информативным, трудностью не превышающим домашнего задания, содержащим некоторую хитрость, которая позволяет установить, готовы ли школьники к успешному продолжению эдукации. Чаще всего это тест на скорость, результатом правильности выполнения которого является конкретный показатель. Применяются также диктанты, разнообразные практические задания (на сравнение, сопоставление, выявление общего и особенного и т.п.). На уроке нет так называемой организации: уже с первой минуты ученики начинают работу. Все необходимое для пропедевтической практики готовится заранее. С первой минуты – напряженный труд. Таким способом устраняется ряд проблем, связанных с раскачкой, опозданиями, симуляциями и т.п.

Напряженный момент этой части урока связан с тем, что учителю необходимо за считанные секунды проверить правильность выполнения практического задания, установить коэффициент производительности класса и степень его готовности к изучению новых знаний. Проверку правильности выполнения тестов, диктантов можно поручить самим ученикам. Способы быстрой проверки: стандартизированные записи, перфокарты, условные коды, самопроверка по образцу, поднятые руки и т.п. Время проверки не превышает 30–60 с. По результатам выполнения теста педагог принимает решение, переходить ли к изучению нового материала или остановиться па повторении изученного. Если запроектированный показатель в 90–95% достигнут, то можно двигаться дальше. Время, выделенное на изучение темы в учебном плане, не имеет для педагога никакого значения, ведь цель – научить, а не "пройти" программу.

В опыте учителей, перешедших на продуктивную технологию, много интересных приемов быстрого тестирования достижений. Например, готовится стандартный тест на скорость с ориентировочным временем выполнения 8–9 минут. Объем теста – 5–10 заданий приблизительно одинаковой трудности, охватывающих ОГЛАВЛЕНИЕ, уровень усвоения которого проверяется. Задания теста проецируются на экран, раздаются распечатанными на листках или зачитываются устно, т.е. ученики их не записывают и время на это не тратится. Свои ответы ученики подают на стандартизированных бланках, которые должны быть подготовлены и розданы заранее (рис. 12.4).

Рис. 12.4. Бланк тестирования

Для проверки используются разнообразные системы кодировки: правильный ответ зачеркивается, обводится, закрашивается и т.д. На рис. 12.5 показаны некоторые способы выделения правильных ответов, которые распознаются с одного взгляда. Правильные ответы (1а, 2б, 3в, 4г, 5д и т.д.) выделены ярким фломастером. Учитель издали мгновенно видит нужную ему линию и определяет, у кого она получилась, а у кого – нет.

Быстрый способ проверки – высвечивание ключа правильных ответов на экране, после чего каждый ученик самостоятельно подсчитывает и сообщает, сколько ошибок он допустил. Если есть сомнения в правдивости учеников, прибегают к перекрестной проверке правильности выполнения теста. Словом, педагоги знают десятки других приемов хорошей организации тестирования.

По результатам тестирования выставляются оценки. На всех уроках оценки получает каждый ученик. Индивидуальный опрос не проводится. Все ученики получают оценки за выполнение практической работы. Оценка за пропедевтическую практику дополняется и корректируется оценками за выполнение других видов практики. Результатом оценивания является итоговый поурочный балл. Проблема накопления оценок отпадает. За урок каждый ученик может получить не одну оценку.

Рис. 12.5. Образцы заполнения бланка тестирования