Этапы лекции

Составляя тематический план, нельзя не задуматься о структуре будущего занятия. Структура учебного занятия – это сочетание в нем отдельных звеньев (этапов) процесса обучения, через которые реализуется усвоение студентами знаний. Занятие, охватывающее сразу все звенья данного процесса, называется комбинированным.

Основные этапы ознакомительной лекции

1. Организационный момент. Проводится непосредственно перед началом лекции для объявления или решения несвязанных с темой занятия вопросов.

2. Организация внимания учащихся. Это – самое начало лекции, включающее в себя несколько фраз, способных заинтересовать аудиторию и создать позитивный настрой.

3. Подготовка к освещению новой темы. На этой стадии мобилизуются знания студентов, чтобы привести их в действие. Для этого коротко вспоминается пройденный материал (обычно тема или итоги предыдущей лекции), озвучивается тема новой лекции и упоминаются ее внутри- и межпредметные связи.

4. Постановка познавательных задач. Желательно продиктовать для записи план новой лекции со списком рекомендуемой литературы и вопросами, на которые к концу лекции будет дан ответ.

5. Изучение нового материала. Это главная и наиболее продолжительная часть лекции (как правило, не менее часа).

Варианты построения содержания лекции:

• историческая логика – объяснение положений по мере их появления;

• причинно-следственная логика – предмет объясняется исходя из особенностей его проявления;

• вокруг обсуждения преимуществ и недостатков какого-то явления или какой-то концепции;

• вокруг обсуждения дискуссионных моментов;

• раскрытие основного положения и подкрепление его примерами.

6. Закрепление пройденного материала. Хороший преподаватель никогда не будет пренебрегать этой частью лекции, потому что без закрепления лекция больше походит на игру одного актера. Закрепление включает в себя либо выводы, либо краткое повторение озвученного на лекции.

Задачи заключительного этапа лекции:

• обобщить весь представленный материал;

• задать вопросы для проработки;

• связать с последующей темой;

• ответить на вопросы;

• указать, где материал можно использовать.

7. Домашнее задание. Дается с объяснением и желательно включать индивидуальные элементы. На нем будет строиться следующий семинар.

Общие методические правила проведения лекции

Лучше еще до лекции вспомнить основные правила, которыми должен руководствоваться лектор.

1. Изучение нового материала – основа, но не единственная часть лекции. Обязательны введение и вводы.

2. Лекция имеет определенную логику и темп.

3. Единый логический стержень лекции строится благодаря заранее продуманному плану и взаимосвязи между всеми его пунктами. Именно поэтому и нужно составлять тематический план в виде таблицы.

4. Каждый этап лекции подразумевает одновременную деятельность преподавателя и студентов.

5. Приемы и средства, используемые в ходе занятия, должны быть разнообразными, но соответствующими целям и содержанию лекции и познавательным возможностям студентов.

6. Для создания целостности учебного процесса каждую лекцию следует логически соединять с предыдущей и последующей.

7. Не только изложение всей новой темы, но и каждый этап ее изучения должен завершаться выводом.

8. Преподаватель должен находиться в поле зрения всех студентов. Необходима непрерывная фиксация их деятельности, поэтому педагогу нельзя ходить из угла в угол и любоваться собой. Нежелательно также сидеть или стоять в углу аудитории.

9. Необходимы логические ударения в речи лектора и замедления в трудных местах.

10. "Непрерывный рост занятия" возможен только в том случае, если преподавателю удается на протяжении всей лекции поддерживать растущий интерес студентов к какой-то проблеме. Поэтому при постановке познавательных задач неплохо бы заинтриговать учащихся каким-то злободневным вопросом, который будет решен ближе к концу лекции.

11. Активизация деятельности студентов происходит при оперативном восстановлении делового настроя в случае произвольного или непроизвольного отвлечения внимания (иногда сам педагог отвлекается от темы лекции, чтобы "разбавить" сухой материал шуткой).

12. При чтении лекции желательны ссылки на соответствующие ей страницы или параграфы учебника.