Этапы и фазы социализации

Этапы социализации совпадают с жизненными циклами, связанными с изменением социальных ролей и приобретением новых статусов. В связи с этим часто выделяют следующие этапы: детство, отрочество, юность, зрелость и старость (рис. 7.10). По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начинающую, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и завершающую, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.

Рис. 7.10. Процесе социализации, критические точки и стадии жизненного цикла

Начинающую и завершающую социализацию иначе называют соответственно первичной и вторичной.

Важный вклад в понимание процесса социализации внес символический интеракционизм. Его представители Джордж Герберт Мид и Чарльз Кули тонко уловили тот момент, когда маленький человечек, перестав интересоваться только собой, поворачивается лицом к обществу и начинает осваивать социальные роли. Они предположили: ребенок учится понимать самого себя, когда принимает роль других. Человек воображает, каким он представляется наблюдателю, приписывая ему определенное суждение, и реагирует – с радостью или с обидой – на это приписанное другому суждение. Ребенок осознает других людей как объекты, прежде чем осознает себя в качестве объекта; он пользуется именами других, прежде чем научается своему собственному. Сначала ребенок учится отличать людей от вещей и лишь после этого способен улавливать разницу между индивидами. Поведение людей для него кажется куда более беспорядочным, чем взаимодействие физических объектов. Один и тот же человек не только по-разному ведет себя в различных обстоятельствах, но и противоречит сам себе. Поэтому подходить к человеческому поведению с теми же требованиями, допустим, логической непротиворечивости, что и к миру природных явлений, неправомерно. В этом и кроется тайна искусства общения и коллективного взаимодействия.

Обучение ролям начинается в детстве, когда ребенок еще только примеривает к себе всевозможные маски, то ли играя в дочки-матери, то ли изображая из себя неустрашимого воина. Пока это еще маски и не более. Гораздо позже, когда повзрослевшие чада получат от общества первые настоящие статусы, маски превратятся в социальные роли, из игрового элемента станут элементом разделения общественного труда. Девушки выйдут замуж и уже не понарошку станут матерями, а юношей призовут в армию, где бесстрашие нередко является условием выживания в экстремальной ситуации. Но пока, в эпоху счастливого детства, игровое обучение происходит во взаимодействии со "значимыми другими", которые не только исподволь воспитывают нас, но и прощают те ошибки, которые не прощает нам взрослая жизнь. Ребенок целиком находится в среде тех, кого Дж. Мид называл "значимыми другими", т.е. людей, составляющих непосредственный круг общения, социальные установки которых оказывают решающее воздействие на формирование нашего представления о себе.

Другие люди – продавцы, участковые, учителя, таксисты и т.д. в тот момент являются "незначимыми другими". На них ребенок смотрит, но не видит их. Не видит социальным взором, ибо те, кто впоследствии, быть может, станут его социализаторами, сейчас выполняют роль статистов. С них ребенок что называется "не снимает кружева", им не подражает, их не слушается. Любое замечание постороннего человека моментально пресекается первичным социа- лизатором – бабушкой, матерью или отцом. И правильно: "набегания ролей" в тот период быть не должно. Не надо вмешиваться не в свои дела. Вот почему, стремясь воздействовать на ребенка, посторонние люди обращаются к родителям, которые только и могут урезонить свое чадо.

Приблизительно до 10 лет ребенок социально глух к "незначимым другим". Начиная приблизительно с 10–12 лет, полагает Дж. Мид, формируется понятие "обобщенного другого". Человечек приглядывается к дальнему миру неблизких людей, сравнивает их с родными и близкими, начинает делать выводы и обобщать, подмечая некоторые закономерности в поведении, присущие всем людям. Причем происходит все это без видимого усилия мысли, но как бы интуитивно, бессознательно. Дж. Мид утверждает, что к 10 годам подрастающее существо теряет интерес к подражательным играм типа дочки-матери и войны. Его больше привлекают состязательные игры, где уже окрепший организм – физический и социальный – пробует проявить себя в конкуренции с другими, узнать, на что он годен в сравнении с другими. Сравнение и соревновательность – важнейшие показатели того, что человек вступил на почву реальных, а не игровых социальных отношений.

В этот период дети приобщаются и к нормативной культуре. Мальчишки играют в футбол, не только соревнуясь между собой в силе и ловкости, не приведенные в действие механизмом достижительной мотивации, но ревниво наблюдая друг за другом, дабы кто-то из них не нарушил правила игры. Став взрослыми, они, разумеется, уже иначе станут выяснять свои отношения. Но сейчас идет не выяснение взаимных упреков или обид – происходит нечто куда более важное: юное существо таким способом выясняет, насколько верно он понимает общепринятые нормы, и с жаром отстаивает свое видение, свою интерпретацию правил. Он еще только-только их освоил, а потому категоричен в суждениях, готов отстаивать свою правоту и невосприимчив к критике. Ничего подобного уже не будет в зрелом возрасте, когда он научится быть терпимым к точке зрения других людей, гибко менять свою позицию, признавать ошибки. Но на ранних этапах социализации для человека не существует ошибок: "я всегда прав" – можно прочитать на лице обиженного человечка. И он действительно прав, поскольку у него лишь одна модель мира, одна версия социальной нормы. Позже, когда их появится несколько, будет из чего выбирать, можно будет сравнивать, оценивать альтернативы, только тогда появится ощущение и понимание ошибочности собственного вывода.

Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14–15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в обществах, сохранивших традиционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства. В Европе детство получило признание в Средние века, а отрочество – только в XX в. Совсем недавно, да и то только в развитых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность (молодость). В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в пять раз.

Подготовка к самостоятельной жизни стала не только более продолжительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование – серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохода.

Однако школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение – это всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения новых знаний; только один из этапов социализации. Обучение предмету и обучение жизни – вещи совершенно разные. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом "деловой игры", хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Наследник трона готовится к роли монарха многие годы; его воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применимо не слово "обучение", а слово "освоение": оно шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Понятие "социализация" объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Социализация – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя (рис. 7.11).

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, как социальные существа погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут на некоторое время уединения и самоизоляции, чтобы предаться углубленным размышле-

Рис. 7.11. Своего максимума социализация достигает в молодости и зрелости, а затем чаще уменьшается, реже – остается на том же уровне

ниям и созерцанию. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны духовно и социально не погибнуть. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани.

Доктор Орвиль Г. Брим утверждал, что наиболее интенсивно социализация протекает в детстве и юности, но продолжается она и в среднем, и в пожилом возрасте. Возрастные различия выглядят так.

1. У взрослых социализация видоизменяет внешнее поведение, а у детей трансформирует базовые ценности.

2. Взрослые способны оценивать нормы, корректировать их, дети же усваивают все некритически.

3. Дети способны только контрастно оценивать других людей, тогда как взрослые различают оттенки поведения.

4. Взрослые выполняют множество социальных ролей, дети – нет.

5. Социализация взрослых идет по линии профессионализации. Дети обучаются принципам жизни, правилам вежливости, моральным ценностям.

С выходом на пенсию завершается активный период социализации, сокращается количество активно используемых социальных статусов и ролей. Пожилой человек перестал выполнять главнейшую функцию – быть производителем материальных ценностей. Вместе с тем переход от зрелости к старости раскрывает новые социальные возможности и роли. Пожилые люди выступают партнерами, конкурентами или противниками других возрастных групп на рынке труда, в системе социализации и образования, в ведении домашнего хозяйства и в межличностном общении. Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового статуса, содержания работы, мотивации и отношения к жизни, а также отношения к работе как источнику доходов и морального удовлетворения, трудоспособности, круга общения и самооценки.

Итак, ранняя (дети) и поздняя (взрослые) социализация – это качественно разные этапы одного и того же процесса. Первый этап – самый важный и самый трудный, поэтому дети, изолированные от себе подобных, погибают, а взрослые нет. Возможны ускоренные обучение и взросление, ускоренная социализация невозможна.