Введение

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности как отдельное научное направление в рамках менеджмента возникло в начале 1960-х гг. на базе интеграции нескольких научных школ управления. Акцентирует внимание на объяснении процессов, происходящих на уровне каждого рабочего места и в системе организации в целом.

Основоположниками этого научного направления справедливо считались В. Врум, чья известная работа "Труд и мотивация" (1954) положила начало интеграции в целостный комплекс ряда разрозненных научных разработок, а также Л. Портер и Э. Лоулер, выпустившие совместный труд "Управленческие установки и их выполнение" (1968). В его рамках мотивационное поведение персонала на рабочем месте впервые было описано как целостное явление с применением важнейших принципов когнитивистики[1].

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности не замещают собой менеджмент или организационное поведение как науку. Главным образом направление сконцентрировано на изучении формирования поведенческого аспекта менеджмента, не претендуя на анализ его процессуальных, количественных, системных, стратегических и ситуационных аспектов.

Знание теории и практики мотивации трудового поведения персонала является основой повышения эффективности системы управления персоналом любой современной организации.

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности – одна из важнейших задач руководителя любой организации, решение которой позволяет повышать эффективность и производительность труда, осуществлять последовательную политику совершенствования системы материального и морального стимулирования труда, пресекать отклоняющиеся формы трудового поведения персонала.

В совокупности с другими дисциплинами профессионального цикла ФГОС ВПО третьего поколения курс "Мотивация и стимулирование трудовой деятельности" обеспечивает формирование важных профессиональных компетенций у бакалавра. Настоящий учебник выполнен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения и направлен на развитие у будущих руководителей в сфере коммерции эффективных компетенций, связанных с управлением трудовым поведением людей на рабочих местах.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

знать

• основные понятия теории мотивации;

• эволюцию классических и современных представлений о мотивации трудовой деятельности персонала организации;

• модели и методы мотивации труда;

• методику проектирования оптимальных систем мотивации трудовой деятельности персонала;

• методику оценки эффективности действующей системы мотивации трудовой деятельности в организации;

• структуру материальных стимулов к труду;

• структуру нематериальных стимулов к труду;

• состав элементов и характеристики связей между ними в мотивационном комплексе трудовой деятельности персонала;

уметь

• анализировать действующую систему мотивации трудовой деятельности персонала организации;

• генерировать оптимальные оценочные показатели трудовой деятельности;

• оценивать эффективность ресурсов, выделяемых на управление персоналом организации;

• формировать стандарты материальных вознаграждений;

• на высоком профессиональном уровне анализировать мотивационные и трудовые показатели организации;

• проводить аудит рабочих мест с целью выявления элементов несправедливости в системе вознаграждений персонала по результатам трудовой деятельности;

• формировать структуру и ОГЛАВЛЕНИЕ социального пакета;

• прогнозировать изменения в трудовом поведении персонала как результаты коррекции системы мотивации труда персонала;

• использовать нетрадиционные подходы к мотивации трудовой деятельности персонала;

• оценивать социальную и экономическую эффективность мероприятий по совершенствованию системы мотивации труда;

• количественно оценивать степень соответствия психологических параметров работников с системой мотивации их трудовой деятельности в организации;

• выявлять существенные ошибки в системе мотивации труда персонала и вносить предложения по их устранению;

• взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы;

владеть

• методами и программными средствами обработки кадровой информации;

• теорией управления персоналом, принципами построения эффективных систем мотивации труда, приемами психологического воздействия на работников;

• методологией параметрического описания личности;

• техникой самоменеджмента;

• методами оценки социальной и экономической эффективности в управлении персоналом организации.

Первая глава "Теоретические основы мотивации трудовой деятельности" посвящена истории развития научных подходов, объясняющих трудовое поведение людей на основе их мотивационных установок. Здесь же рассматриваются профессиональные компетенции, связанные с пониманием механизма мотивации трудовой деятельности персонала и использованием па практике наиболее значимых достижений классических и современных теорий мотивации.

Вторая глава "Управление персоналом организации на основе использования материальных стимулов к труду" освещает вопросы, связанные с ОГЛАВЛЕНИЕм и условиями применения основных материальных стимулов к труду, базовыми формами оплаты труда; стандартными оценочными показателями трудовой деятельности персонала, основными формами премирования персонала организации, классическими и современными подходами к проектированию систем материального стимулирования труда, принципами формирования социального пакета.

В третьей главе "Управление персоналом организации на основе использования нематериальных стимулов к труду" внимание уделено развитию компетенций, направленных на выработку навыков, связанных с использованием эмоциогенности трудовой деятельности, принципов применения системы наказаний в управлении персоналом организации, эффектов групповой динамики и основных понятий теории инноваций.

Четвертая глава "Управление системой мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала имеет ключевое значение. В ее основу положена "Теория мотивационного комплекса", представляющая собой связующее звено всех последующих знаний, навыков и умений, получаемых будущими руководителями при изучении дисциплины "Мотивация и стимулирование трудовой деятельности". В главе представлены следующие актуальные профессиональные компетенции: проектирование оптимальных систем стимулирования труда персонала организации; умение в необходимом направлении изменять силу действия любых мотивов трудового поведения; использование в пользу организации ситуационных факторов, влияющих на характер и ОГЛАВЛЕНИЕ поступков и установок конкретных работников.

В конце каждой главы учебника кратко изложено ее ОГЛАВЛЕНИЕ в форме "резюме".

Проверить приобретенные знания и степень понимания сути вопросов каждого раздела учебника можно с помощью теста с закрытыми вопросами.

Учебник содержит подробный глоссарий, позволяющий быстро сориентироваться в содержании понятий, выносимых па экзамен или зачет.

В данном варианте дисциплина "Мотивация и стимулирование трудовой деятельности" читается студентам Российского государственного торгово-экономического университета (РГТУ) на кафедре управления персоналом уже 10 лет. В целом подобная схема изложения учебного материала доказала свою эффективность. Это подтверждается успешной профессиональной карьерой подавляющего числа выпускников университета и положительными отзывами работодателей о развиваемых в рамках этой отрасли научных знаний профессиональных компетенциях специалистов в области управления персоналом организации.