Эстетика и теория поп-арта

Поп-артовские произведения создавал французский скульптор Фернандес Арман. Он называл их "аккумуляции". Это прозрачные пластиковые пакеты, набитые мусором, которым придавался художественный статус, и они экспонировались на выставке. Даниель Сперри, чтобы запечатлеть ощущение реальности, "замораживал" остатки дружеских пирушек и присоединял к ним грязные тарелки и объедки. Теоретики поп-арта утверждают, что в определенном контексте каждый предмет теряет свое первоначальное значение и становится произведением искусства. Поэтому задача художника - не создание художественного предмета, а придание обыденному предмету художественных качеств путем организации определенного контекста его восприятия. Эстетизация вещного мира становится принципом поп-арта. Художники стремятся добиться броскости, наглядности, доходчивости своих творений, используя для этого поэтику этикетки и рекламы.

У этих художественных установок есть своя эстетическая логика: предметы, в античную эпоху имевшие чисто утилитарное назначение (сосуды для хранения зерна, амфоры, сохранявшие вино), со временем обретали чисто художественный смысл и ныне стоят на стендах "под стеклом" в лучших музеях мира. Художники и теоретики поп-арта исходят из посылки: вовсе не следует дожидаться того часа, когда утилитарные изделия современной эпохи утратят свое практическое назначение и как античные амфоры обретут несомненную художественную ценность. Можно в этой эстетической сфере "убыстрить движение истории" и современный ботинок водрузить на музейный стенд, придавая этому экспонату художественно-эстетический статус.

Теоретики поп-арта утверждают, что это художественное направление своей деятельностью восстанавливает утерянный абстракционистами контакт со зрителями.

Эстетизация всего вещного мира становится принципом поп-арта: "Художественную ценность можно отыскать в любом предмете, даже в уличных отбросах". Поп-арт стремится открыть выразительность и красоту случайных предметов.

Энди Уорхол превратил в эстетический принцип своего творчества такие специфические особенности рекламы, как выразительность, нарочитую крикливость, банальность, примитивизм, ориентацию на среднестатистическую личность. Он писал, что хочет быть антигуманной машиной, отделенной от творимого ею искусства.

Поп-арт ориентирован на интуитивистские и иррационалистические принципы творчества и подходы к реальности. Об этом пишет западная критика:

Все лучшее, что есть в поп-арте, действует косвенно... Принцип, лежащий в основе этого искусства, состоит в том, чтобы найти средство коммуникации, подрезающее под корень всякое ясное формулирование мысли. Один из зачинателей поп-арта Рой Лихтенштейн писал:

Почему вы думаете, что холм или дерево красивее, чем газовый насос? Только потому, что для вас это привычная условность. Я привлекаю внимание к абстрактным свойствам банальных вещей.

Художники поп-арта работали в постмодернистском ключе, для которого характерно сведение произведения к комбинации готовых элементов, отсутствие личностного начала в творчестве. Они полагали, что их творчество происходит "в прорыве между жизнью и искусством".

Поп-исскуство часто балансирует на грани абсурда и иронии.

Искусствовед М. Кузьмина отмечает, что поп-арт стремится возвратиться к реальности, раскрыть ценность образцов массовой продукции. Поп-арт буквально воспроизводит типичные предметы современного урбанизированного быта (вещи домашнего обихода, упаковки товаров, детали машин), широко пользуется привычным языком средств информации (реклама, пресса, телевидение, кино). Однако, несмотря на многообразие образных ассоциаций, вызываемых у зрителя, их кажущуюся злободневность, произведения поп-арт отчуждены от подлинной реальности. Яркие зрительные эффекты (достигаемые с помощью новейших искусственных материалов и сложных технических приемов) заглушают сквозящие в них ноты иронии, неприятия господствующего в буржуазном обществе "потребления ради потребления" (См.: Кузьмина. 1980).

Главной категорией эстетики поп-арта становится новизна, которая утверждается как высшая ценность. Новизна - столкновение нового со стандартом быта, нового вкуса, новой продукции с устаревшими - призвана стимулировать потребление, приобретение новых вещей, даже если в принципе они не лучше старых. Это роднит поп-арт с рекламой.