Лекция 4. ЭСТЕТИКА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА. СТАРЫЕ И НОВЫЕ ПАРАДИГМЫ

Модернизм (от лат. modernus - современный) - собирательное обозначение целого ряда направлений в искусстве и, соответственно, имплицитных эстетик. Хотя появление модернизма являлось реакцией на исчерпанность реалистического искусства (как в демократической, так и в академической его форме), о его хронологических границах нет единого мнения. Некоторые полагают, что истоки модернизма следует искать уже в XIX в. (импрессионизм в живописи, символизм в литературе), некоторые относят их к началу XX в. Слова "модернизм" и "авангард" (авангардизм) иногда используют как синонимы, что неверно. Помимо явной хронологической неодновременности (авангард - атрибут именно XX в., появляется он не ранее конца XIX в., т.е. позже модернизма) они имеют принципиальные отличия. Основными являются:

1. Аксиологические - модернизм не порывает с традиционными культурными ценностями, так, художники-одиночки у Т. Манна развивают типажи романтических одиночек. Авангард не только осуществляет ценностный разрыв, но и открыто заявляет о нем.

2. Языковые (семантические) - модернизм не отказывается от традиционного языка искусства, но использует все его возможности "до предела". Авангард начинает коренным образом перестраивать язык, обычно двигаясь но пути его примитивизации, подчас "детскости", в то время как язык модернизма сложен и элитарен (при этом внешняя простота языка авангарда часто рассчитана на свою элиту).

К ним иногда добавляются критерии жанровый и прагматический (последний касается личности автора и его намерений при создании произведения). Первый состоит в том, что модернизм не порывает с традиционной системой жанров, а скорее трансформирует уже имеющиеся, используя их "на пределе возможностей", например, философский роман у того же Т. Манна во многом наследует лучшим образцам этого жанра в прошлом. Прагматический критерий предполагает, что художник-модернист мало заинтересован в реакции публики на произведения, иногда вообще равнодушен к ней. Часто ориентация идет на узкое сообщество, элиту, а сложность и непонятность даже приветствуются как средство отсеивания тех, кому это искусство не предназначено заведомо. Авангардист обязательно рассчитывает реакцию аудитории (чаще всего подразумевается эпатаж, скандализация, шок, но это не обязательно), она является не только частью замысла, но и частью самого произведения. Зритель и его реакция превращаются в часть текста произведения, а рамки последнего таким образом расширяются. Эстетика авангарда тяготеет к перформансу, что не свойственно модернизму. Тем не менее авангард также рассчитывает на элитарный круг ценителей. Просчитывается двойная реакция: для широкого круга непосвященных и для небольшой элиты, знакомой с языком и семиотическим кодом авангардного текста. "...Авангард был первым в истории художественным движением, которое всерьез восприняло платоновскую критику изобразительного искусства как отражения внешней реальности. Художники авангарда хотели отвернуться от этой действительности (...)"!. И модернизм, и авангард используют комическое, но в модернизме оно не доходит до явного эпатажа и деструктивности, разрушительности, оставаясь все же умеренной иронией. Так, Т. Манн, вслед за К. Зольгером, считал, что ирония как всеприятие и всеотрицание одновременно является наилучшей позицией для современного художника, живущего в условиях мировоззренческого, социального и культурного слома. Сам Манн возрождает иронию в сократовском ее понимании, заставляя своих читателей думать, делая это даже через вызывающе "простые" сюжеты некоторых рассказов и никогда не навязывая им точку зрения автора, не преподнося готовых мировоззренческих рецептов, "готовых к употреблению" ленивым умом читателя.

Периодом расцвета модернизма оказывается первая половина XX в., при этом он зачастую входит в конфликт с авангардом. Авангард более резко порывает и с традиционной эстетической теорией, и с художественной, и с культурной традицией. В чистом виде для модернизма "произведение является автономной формой, возникающей в результате игры между ее собственным внутренним законом и свободной волей художника". В ряде случаев уверенно отделить модернизм от авангарда оказывается невозможным. И модернизм, и типичный, классический авангард теряют свое значение в обществе второй половины XX в. С одной стороны, их вытесняет эстетика постмодерна, с другой - массовое искусство, которое, впрочем, постмодернизмом в немалой степени и поддерживается.

Постмодернизм (дословно - "то, что наступило после современности", часто интерпретируется как "то, что пришло на смену модернизму") возникает во второй половине XX в. Его программа сводится к следующему:

1. Мир принципиально непознаваем, искусство утрачивает свою гносеологическую функцию и превращается в свободную, ничем не сдерживаемую игру. Причем автор не обязан нести ответственности за созданные им образы, поскольку созданный им текст существует совершенно независимо от автора и может быть сознательной провокацией. В предельном варианте постмодернисты понимают весь мир только как сумму меняющихся текстов (частью эта мысль выражена уже у классика постмодернистской литературы аргентинского писателя Х.-Л. Борхеса), художник, с одной стороны, просто добавляет к ним новые, с другой - творит и меняет мир в самом прямом значении этого слова.

2. Возможности искусства исчерпаны. Модернизм (и авангард) были последним творческим "рывком". Искусство сказало все, что могло сказать, и использовало все средства, которые было возможно использовать. Ничего нового создать нельзя, остается лишь комбинировать, "тасовать" мотивы, сюжеты, приемы, фрагменты уже созданных текстов искусства, делать разнообразные подражания и стилизации. Но поскольку запас этих текстов огромен, процесс такой игры может быть очень долгим.

3. Утеряны любые устойчивые координаты (например, низкое - высокое, хорошее - плохое, разрешенное - запрещенное, старое - новое1), а значит, в процессе новой игры-искусства можно причудливо соединять любые элементы, смешению ничто не препятствует.

В определении дальнейших судеб постмодернистского искусства и его сторонники, и его критики расходятся. Говорят как о принципиальном закате искусства, выражением чего и является постмодернизм, так и о том, что за этим периодом кризиса наступит новый расцвет искусства (правда, в чем он должен состоять, отчетливо сказать чаще всего затрудняются).