Эстетика глобализации и дискурс телефонного разговора

Целый ряд авторов указывали на то, что для цивилизации ключевым моментом являются структуры, обеспечивающие сообщение. Это можно видеть, например, в классическом труде Ф. Броделя "Грамматика цивилизаций", а анализ более современного общества - в работах М. Маклюэна. Прообразом современной культуры стала эпоха великих географических открытий, когда европейцы были вынуждены столкнуться с иными культурными укладами. Происходили первые встречи с чужим и чуждым искусством, чуждой эстетикой, ситуации непонимания и даже культурно-эстетического шока при столкновении с художественными артефактами, изготовленными по другим принципам и с помощью совершенно иных, непривычных знаковых средств. По мере дальнейшего прогресса техники способы преодоления расстояния и пересечения границ стали принципиально иными, и мы вступили в постиндустриальную, информационную эпоху. Транспорт как основное средство связи заменили информационные каналы. Итогом этого стали глобалистские тенденции, вызывающие много дискуссий. Встретиться с иной культурой теперь стало неизмеримо проще, чем в XVII в., это порождает такие явления, как смешение стилей семиотических кодов искусства, столкновение ценностей. В ситуации, когда человечество, по словам Маклюэна, превращается в "глобальную деревню", эти явления предсказуемы, но это не облегчает проблематичности их восприятия. Основным средством общения в "глобальной деревне" долгое время был телефон.

Несмотря на появление Интернета телефон остается образцом коммуникативной технологии, средства, позволяющего игнорировать расстояния между регионами, социумами и культурами.

Мультикультурализм в условиях интенсивной коммуникации (постиндустриальное, информационное общество) влечет необходимость сглаживать эстетические различия, в частности, разные традиции национального искусства. Это достигается двумя путями: выработкой усредненного эстетического стандарта, который зависит от страны и культуры, обладающих экономическим влиянием (в таком качестве после Второй мировой войны выступали США), или эклектическим сочетанием разнородных эстетических явлений и тенденций, что облегчается благодаря постмодернизму, для которого такое смешение - одно из основных черт.

Эстетика коммуникации является одним из аспектов эстетики повседневного. Так, эпистолярный жанр (жанр письма) еще в начале XX в. не только подчинялся множеству писаных и неписаных правил, но и был своеобразным искусством, подчас непосредственно тяготевшим к художественной литературе. В коммуникации важен ее контактный (собеседники пространственно близки и видят друг друга) или дистактный характер. Дистактность (а телефонное общение дистактно) влечет целый ряд последствий, включая и эстетические.

Вербальное - выпадение визуальной составляющей. Диссоциация двух видов поведения. Возможность поддержания эстетики разговора при неэстетичности прочего. Становятся богаче и легче возможности сокрытия своего подлинного отношения к собеседнику (можно не заботиться о внешнем виде и обстановке разговора, так как собеседник тебя не видит, выражать жестами и мимикой пренебрежение к нему, делать одновременно с разговором какое-то другое дело, что в общении лицом к лицу было бы немыслимо).

Распадается эстетическая целостность коммуникации. Стремление к семиотической экономии (рост импликационности). Это тенденция ярко проявилась в интернет-коммуникации, но появилась она уже в телефонном разговоре (время приходилось экономить по соображениям финансовым или из-за наличия других желающих воспользоваться телефонным аппаратом).

Коммуникация все больше выполняет только функции информирования о чем-либо, утрачивая эстетическую составляющую, в то время как письма людей прежних веков обладали эстетической ценностью. Создание почтовой открытки было очередным шагом на пути к упрощению самого общения и его эстетики - почтовая карточка дешева, стандартна, изображение на ней часто примитивно и пошловато, а воспроизведенные классические картины обычно переданы упрощенно. Внедрение телеграфа стало стимулом для экономии средств общения, неслучайно появление выражений вроде "телеграфный стиль" (новым телеграфом является Скайп, работающий в режиме графических сообщений), т.е. предельно сжатая речь, нацеленная на информирование собеседника о сути дела с исключением эстетических приемов как лишних, неэкономных, перегружающих канал, по которому отправляется информация. Характерно, что в начале XX в. телефонистки порой прерывали разговоры, если полагали, что они ведутся "ни о чем", являются лишними и несерьезными.

Распространение технических средств, позволяющих прослушивать разговоры, и общая открытость частной жизни в условиях глобализации и информационного общества нарушили атмосферу интимности и доверительности, заставляя людей контролировать речь с учетом возможных дополнительных участников, например, чтобы не показаться сентиментальными и не вызвать смех.

Нарастание интенсивности контактов неизбежно влечет интенсивное столкновение разных мировоззрений, в том числе и эстетических. Вопрос о том, какая модель их сосуществования будет оптимальной и какая реально возобладает, сейчас является предметом дискуссий.

1. Взаимная глухота.

2. Вежливая, но холодная терпимость.

3. Плюрализм.

4. Диффузия.

5. Диалог.

6. Конфликт.

Бурное развитие средств связи привело и к знакомству с искусством и эстетикой стран так называемого "третьего мира". Европейцам трудно воспринять эстетические особенности латиноамериканского искусства или эстетики негритюда (абсолютизации африканской культуры, афроцентризм).